РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Принцип психологической комфортности на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению. Его реализация предполагает соблюдение системы дидактических принципов. Один из принципов – это принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. Реализация этого принципа особенно важна для обучающихся с умственной отсталостью.

Я работаю учителем музыки в специальной школе длительный срок и понимаю ценность этого принципа.

Уроки музыки в значительной мере способствуют созданию на уроке психологически комфортной обстановки.

Зная особенности детей с умственной отсталостью (слабая регулирующая роль мышления, нарушение произвольности внимания) я в своей работе использую характерную для таких детей черту, как склонность к подражанию. Многократно выполняю совместно с обучающимися музыкальные движения, чтобы через некоторое время они сами были в состоянии справиться с заданием. На занятиях используются, в основном, практические методы с получением обратной связи, например: если я прохлопываю ритм, то дети повторяют. Такое задание можно варьировать: я хлопаю – дети топают, сами дети по желанию придумывают и прохлопывают ритм, остальные повторяют.

Дети любят петь хором.

На уроке музыки я использую различные вариации исполнения песен: я пою запев, дети - припев, либо повторяющиеся строчки. Если дети хорошо знают песню, то поют соло и хором, учитывая желания детей. Дети любят петь на сцене, поэтому новую песню мы разучиваем сидя, а знакомую - исполняем на сцене. Такой подход активизирует деятельность детей, поддерживает интерес к занятию. Путем многократного повторения песни из урока в урок я создаю условия для развития внимания, речи, ситуации успеха, при которой у детей появляется уверенность в себе.

На уроках музыки дети не только поют, но и учатся танцевать. Танцевальная терапия помогает высвободить детям негативные эмоции, танцы помогают выражать свою индивидуальность, одновременно растет сплоченность коллектива, доброжелательное отношение друг к другу. Все это создает психологичекий комфорт на уроке, создает доброжелательную атмосферу.

На своих уроках я большое внимание уделяю игротерапии. Обучающиеся младших классов любят играть, Игры раскрепощают детей, организуют, вызывают положительные эмоции, что создает психологический комфорт и мотивируют к занятию музыкой. Большое внимание уделяю смене разнообразных видов музыкальной деятельности: в течение урока мы поем, танцуем, играем на музыкальных инструментах, играем в подвижные игры под музыку, смотрим музыкальные клипы из мультфильмов. Каким бы видом деятельности не занимались обучающиеся на уроке я стараюсь, чтобы у детей на протяжении всего урока сохранялись положительные эмоции.

Мощной мотивацией к занятиям музыки является выступления перед родителями.

Обучающиеся с удовольствием готовятся и ежегодно выступают на День Учителя, Новый год, 8 Марта.

Демократический стиль работы учителя, доброжелательный тон имеют важное значение на протяжении всего урока.

Улыбка, поощрения и соответствующая музыка снимают стресс, помогают создать психологический комфорт для обучающихся специальных школ, снижает уровень их агрессии. Кроме того, обучающийся должен быть уверен, что учитель всегда ему поможет и поддержит, это вселяет ему уверенность, снимает стресс, сохраняется душевное равновесие.

Важно отметить, что принцип психологической комфортности является необходимым условием для дальнейшей адаптации и социализации детей.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены