РАЗРАБОТКИ
|
Необходимость коррекционно-воспитательной работы классного руководителя при работе с неслышащими детьми с синдромом дефицита вниманияКоррекционно-воспитательная работа по определению Фадиной Г. В. – это комплекс мероприятий по преодолению недостатков в личностном развитии [ 3]. Этот комплекс должен быть реализован в процессе обучения в школе, во внеурочное время включительно, а также в кругу семьи ребенка с нарушениями в развитии. На сегодняшний день статистика такова: в 2016 году в России родилось 1 888 000 детей, минимально 38 тысяч из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Определенный процент детей из них имеют нарушение слуха. Бесспорно, необходимы изменения в системе здравоохранения при лечении СДВГ. При этом нельзя не учитывать, что в период дошкольного обучения у 61-66% детей с СДВГ обнаруживают дислексию, дисграфию, дискалькулию. Таким образом коррекция нарушений (перестановка слогов при чтении, зеркальное написание букв и цифр, нарушения счёта) требует участия педагогов. С течением времени дети с нарушением слуха и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нуждаются во включении в образовательную среду специальными методами и приемами. С одной стороны, у ребенка имеется снижение слуха и вследствие этого возникают трудности при освоении программы общего образования, при усвоения социальных норм, различных видов деятельности, имеются сложности в накоплении личного опыта и коммуникации с окружением, а с другой стороны синдром дефицита внимания и гиперактивности, которые влекут за собой излишнюю подвижность, расторможенность, трудности формирования навыков произвольности, саморегуляции, самоконтроля, сочетание чрезмерно активного, слабо поддающегося регуляции поведения с выраженной невнимательностью и отсутствие у ребенка настойчивости в выполнении задач. СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове полиморфный хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.[2] Синдром дефицита внимания с гиперактивностью называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка. В настоящее время отмечена тенденция к увеличению числа детей, страдающих от данного синдрома. Невнимание к проблемам ребенка в будущем может привести к антисоциальным поступкам, трансформациям в психопатическую личность. Этиологию сенсоневральной тугоухости (СНТ) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляют следующие факторы: генетический (наследственный) фактор (дети из семей слабослышащих родителей); перинатальную патологию (осложнения во время беременности); органические поражения мозга вследствие травм, инфекций и т.д.; социальный фактор (проблемы воспитания, обучения). При создании всех условий для коррекционно-воспитательной работы адекватными методами реализуется высокий потенциал интеллекта и происходит развитие всей когнитивной сферы ребенка. Это необходимо для усвоения учебного материала, дальнейшего развития ребенка как личности. Поддержка детей данной группы обусловлена сложной структурой дефекта, а значит, должна носить системный, комплексный характер. Важными компонентами системы являются компетентность педагогов, родителей, администрации школы, в которой обучается ребенок, толерантность одноклассников. Все это напрямую оказывает влияние на обучение и социализацию такого ребенка. Коррекционно-воспитательную работу с данной группой детей характеризуют следующие трудности:
В рамках обучения в коррекционной школе 2 вида для слабослышащих детей приоритетным направлением является формирование и развитие речи, коммуникативных навыков, адекватной самооценки в условиях речевой среды. Вследствие недостаточной развитости произвольной регуляции высшими психическими функциями у неслышащих школьников с СДВГ потенциал является сниженным. Выражение выше указанное находит в импульсивности, повышенной двигательной активности в целом, повышенной возбудимости, рассеяности, что несомненно оказывает тормозящее влияние на весь процесс усвоения информации. Слабослышащему ребенку для восприятия вербальных инструкций, а затем выполнения требуемого действия, нужно обязательно усиленное внимание. Если в силу своего сложного дефекта он не смог воспринять и понять требования, следовательно, качество обучения и общения снижается. При переходе в среднюю школу проблема СДВГ не становиться менее актуальной при обучении детей данной категории. Неустойчивость внимания, расторможенность, повышенная активность препятствуют раскрытию интеллектуального потенциала ребенка и накоплению уже на порядок более сложной информации, объем которой с каждым годом обучения в школе возрастает. Возникают дополнительные трудности в коррекции психического развития и речевой функции. Как показали исследования Р. М. Боскис, Н. Г. Морозовой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, наибольшие трудности у детей с нарушением слуха наблюдаются при овладении логическими и понятийными формами мышления. Происходит нарушение процесса развития высших психических функций вследствие дефицита внимания, которое является динамической характеристикой деятельности, регулятором ее протекания. Произвольное внимание, которое формируется только опосредовано в процессе обучения, общения ребенка и взрослого, для детей с нарушением слуха и СДВГ выступает в главной роли при овладении интеллектуальной деятельностью и ее основными составляющими. В детском возрасте наиболее сформирован из всех функций психомоторный уровень нервно-психического реагирования. Поэтому развивать функцию внимания следует, опираясь на движение. Ряд исследований подтвердили взаимосвязь между дисфункцией правой теменной области коры больших полушарий (локализация системы поддерживаемого внимания) и нарушениями программирования движений. Поэтому одной из методик коррекции нарушения внимания следует использовать комплекс физических упражнений. При восприятии поступающей информации, её переработке дети с нарушением слуха и СВДГ опираются на зрительный анализатор. Такая работа не может происходить на фоне неустойчивого внимания. Для коррекционно-воспитательного процесса совместно с психологом и педагогом должна быть разработана индивидуальная программа коррекции, предусматривающая коррекцию произвольного внимания; развитие коммуникативных навыков в общении всех участников процесса; преодоление психологических барьеров, ведущих к повышению самооценки обучающихся; развитие системы ценностей у ребенка; создание положительного микроклимата для раскрытия всего ресурсного потенциала участников; развитие способности к толерантности. Как становится видно из выше указанного, такая программа должна носить системный характер, охватывать сферы жизни неслышащего ребенка с СДВГ как в школе, так и за ее пределами. Важно в работе с данной категорией детей учитывать их особенности психического развития, обеспечивать комфортную психологическую обстановку, речевую среду, и несомненно обязательным условием является наличие заинтересованности родителей и педагогов, т.е. всего окружения таких школьников. Весь процесс коррекционно- воспитательной работы в школе- интернате для детей с нарушением слуха устроен основательно и успешно реализуется ежедневно рядом квалифицированных педагогов. Однако мы пришли к заключению, что работа со школьниками, имеющими сочетание нарушения слуха и СДВГ, в рамках школы может быть усовершенствована. Мы установили путем педагогического исследования педагогов и родителей факторы, препятствующие организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением слуха и СДВГ: имеется специфика работы, которую необходимо учитывать, но чаще всего не учитывается в силу низкого уровня самообразования, низкого уровня заинтересованности родителей, их нежеланием участвовать в образовательном процессе, неумением выявить СДВГ и определить план работы и особенности такого ребенка, неиспользование резервов оказания помощи таким детям на уровне ПМПк, ПМПК, ППМС центров, отсутствие учебно- методической базы работы с неслышащими детьми с СДВГ. Это снижает всей коррекционно-воспитательной эффективность работы. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены