РАЗРАБОТКИ
|
Деятельностный подход в формировании общеучебных умении и навыковг Нижнекамск, р Татарстан
МБОУ «СОШ №1 имени Максимова Н. М. с углубленным изучением отдельных предметов» учитель начальных классов Кузнецова Наталья Валерьевна Деятельностный подход в формировании общеучебных умений и навыков. В документе о приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации, современное образование – «…это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Именно поэтому формирование общеучебных умений и навыков является сегодня приоритетом начального образования В школе учащиеся наряду со многими знаниями усваивают ещё некоторые ключевые умения, которые в жизни человека имеют решающее значение и обусловливают вообще качество развития и становления личности как гражданина. В психодидактике правомерно выдвижение идеи о том, что начальная школа должна вручать школьнику "ключ" к умению учиться дальше (т.е. вооружать способами приобретения знаний); в средних классах -"ключ" к умению общаться (т.е. строить правильные взаимоотношения с окружающими), а в старших классах -"ключ" к умению жить (т.е. формировать активную жизненную позицию, выбрать оптимальный жизненный путь, уметь оценивать самого себя). При этом все три "ключа" предполагают наличие самостоятельности в их применении. Если в начальных классах мы вооружили детей умениями учиться, то в средних классах они должны проявлять самостоятельность в учении, что возможно только в том случае, если у них индивидуально у каждого развиты положительные мотивы, познавательные интересы и потребности, если они действительно овладели учебными умениями и могут сознательно контролировать и оценивать свои собственные действия и поведение. Второй ключ - умение общаться - также требует самостоятельности в выборе форм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Поэтому в подростковом возрасте ученик пользуется приобретенным ранее умением учиться и в то же время учиться умению общения. Если же ученик в начальных классах не вооружился умением учиться, то ему приходится в средних классах овладевать сразу двумя ключевыми умениями, что оказывается не всем под силу. Вот почему неумение учиться серьезно тормозит приобретение другого главного умения общения, поскольку трудности в учении, слабая успеваемость порождают чувство неудовлетворенности, ведущего к различным конфликтным ситуациям в общении с окружающими. В самостоятельном общении подросток должен овладеть необходимыми морально-нравственными нормами поведения, однако несформированность в начальных классах требуемых учебных умений становится благоприятным условием для развития отрицательных черт поведения и характера. Так рождаются и развиваются "трудные" подростки. Третий ключ - умение жить - приобретается в старших классах в процессе изучения литературы, истории, обществоведения, этики и психологии семейной жизни, а также других наук. От старшеклассников еще больше требуется проявление самостоятельности мышления и действий. Однако это возможно только в том случае, если они умеют правильно учиться и правильно общаться. При отсутствии этих двух умений старшеклассники должны будут одновременно овладевать сразу тремя ключевыми умениями, а невозможность этого ведет к срывам в поведении, утрате веры в свои силы и возможности, к отчаянию и агрессивности или же панике и депрессии. Откликаясь на требования современности, российские педагоги впервые целью и смыслом образования назвали личности школьников, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование их активности. Для реализации поставленных целей и задач было разработано второе поколение государственных образовательных стандартов, которые должны стать одним из ведущих инструментов реализации новых тенденций Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности. Деятельностный подход к обучению младших школьников присутствовал и в стандартах первого поколения. Однако в новых стандартах сделан существенный шаг вперёд в реализации этой цели: как видим, учебные умения разделены на два больших блока – универсальные и предметные. Универсальные учебные действия – это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных областях познания. Разработчики стандартов сгруппировали их в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные действия направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, нравственных и моральных норм, становление личностной позиции в отношении всего, что окружает ребёнка. Регулятивные действия позволяют управлять процессами познания, они включают умения принять учебную задачу, планировать, контролировать и корректировать действия, необходимые для её решения, оценивать успешность выполненной работы. Познавательные действия обеспечивают поиск и анализ необходимой информации, умение моделировать и осуществлять способы и операционные действия решения задач. Коммуникативные действия направлены на организацию и осуществление сотрудничества, а именно: умение слышать и понимать партнёра, наиболее точно и плотно передавать и принимать информацию, соотносить свои действия с действиями партнёра. Предметными названы результаты, которые выражаются в усвоении школьниками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета. К ним относятся знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности. Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в разнообразную учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия. При это выделяется 4 типа уроков в зависимости от их целей
На уроках первого типа организуется процесс самостоятельного построения учащимися нового знания. На уроках рефлексии школьники закрепляют полученные знания и умения, одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изученного материала, а также освоению алгоритмов обобщённых способов действий. Целью уроков развивающего контроля является не только контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, но и формирование умения контролировать собственную деятельность. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так технология деятельностного метода для организации введения нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги. 1. Мотивация к учебной деятельности Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождения учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: а) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо) б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность (хочу); в) устанавливаются тематические рамки урока (могу). 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Соответственно данный этап а) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; б) самостоятельное выполнение пробного учебного действия; в) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия. Завершение этого этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: а) восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место (шаг или операцию), где возникло затруднение; б) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения — те конкретные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (проектирование). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); строят план достижения цели; определяют сроки; выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, побуждающий школьников к диалогу. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное знание фиксируется в языке вербально и знаково (в форме эталона). Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение организуется рефлексия построенного проекта и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового способа действий. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового способа действия вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этого этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к дальнейшей самостоятельной учебной работе. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе изученных ранее знаний. 9. Рефлексия учебной деятельности На данном этапе фиксируется изученное новое знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Использование ТДМ в учебном процессе позволяет системно формировать общеучебные умения, зафиксированные как в действующих Госстандартах образования, так и в проекте госстандартов второго поколения [8]. Так,
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Отметим, что при организации деятельности учащихся I класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся II—IV классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться. Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов — В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др. Таким образом, предложенная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Важно и то, что данная система дидактических принципов обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям (Н.К. Смирнов). Что же дает дидактическая система деятельностного метода? Она позволяет:
Использованная литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены