РАЗРАБОТКИ
|
Создание эффективной образовательной среды на учебных занятиях по трудовому обучениюЛюбопытный отыскивает Создание эффективной образовательной среды для формирования практических умений и навыков обучающихся на учебных занятиях по трудовому обучению Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их способности, где важная роль отводится урокам трудового обучения. Учитель трудового обучения призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. Создание эффективной образовательной среды для формирования практических умений и навыков обучающихся на учебных занятиях по трудовому обучению и при проведении внеклассной работы по предмету зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках и умения учителя приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Формирования практических умений и навыков обучающихся происходит через урок, внеклассную работу, проектную и исследовательскую работу, через участие в олимпиадах. Урок трудового обучения – это занятие, на котором учащиеся, объединённые в группу, овладевают технологическими знаниями. Умениями и навыками. Спецификой уроков трудового обучения является также то, что деятельность учащихся носит предметно-практический характер, так как на уроке включаются трудовые процессы. Практическая часть составляет 75 % урока, поэтому задания для практической работы следует выбирать очень тщательно. Они должны соответствовать учебной программе, а также уровню знаний и умений каждого учащегося, класса или параллели. Основы формирования практических навыков закладываются уже в 5 классе, а в последующих классах дополняются новыми знаниями, умениями и навыками. Так по разделу «Основы приготовления пищи» учащиеся получают практические навыки по приготовлению и оформлению блюд, сервировке стола, культуре поведения за столом. По разделу «Изготовление швейных изделий» – навыки распознавания материалов, выполнения различных видов швов и поузловой обработки швейных изделий. Вариативная часть программы также является важным звеном в формировании практических навыков, так как учащиеся с большим удовольствием изготавливают изделия в различных техниках выполнения. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы:
При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: сколько нового, интересного можно сделать своими руками, проявить умения, фантазию и творчество. При изучении раздела «Рукоделие» я не навязываю учащимся, какое выбирать изделие. У них есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Но нельзя добиться положительных результатов при формировании практических навыков не имея хорошей материальной базы. Для проведения уроков обслуживающего труда в нашей школе есть кабинет, который в достаточной степени оснащён необходимым оборудованием. Накоплен наглядный и раздаточный материал по каждому разделу программы. Поэтому есть возможность способствовать формированию практических навыков у учащихся. Я, как и другие учителя обслуживающего труда, стараюсь идти в ногу со временем и естественно в своей работе использую информационные технологии. Уроки строю с использованием презентаций, демонстрационных программ, видео, тестовых программ. Что это даёт:
Уроки обслуживающего труда зачастую носят исследовательский характер. Так как на лабораторных занятиях по материаловедению изучаем различные виды тканей и учимся применять практически эти знания при изготовлении изделий. Но исследования не заканчиваются только на уроках обслуживающего труда, а и выходят за его рамки. Моими учащимися были подготовлены учебно - исследовательские работы, в которых применялись знания не только по обслуживающему труду, но и по математике и химии. Были выполнены работы на тему: « Золотое сечение в одежде делового стиля для школьников старшего возраста», «Химические волокна в одежде делового стиля», «Белорусский фен - шуй». Работы были отмечены дипломами на районной и областной конференции научно- исследовательских работ. Выполняя данные работы, учащиеся, получили практические навыки по правильному подбору одежды, научились распознавать волокнистый состав материалов и использовать эти знания при выборе одежды делового стиля, а так же получили практические навыки при изготовлении различных оберегов. Я уверена, что исследовательская деятельность является одним из составляющих при формировании практических навыков учащихся. Но нельзя не упомянуть ещё об одном важном компоненте создания эффективной образовательной среды - это творческие проекты. С введением метода проектов по предмету трудовое обучение у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, создавать изделие, использовать его. Естественно у учащихся должны быть проектные задания соответствующие личным интересам и способностям. Так, начиная с 5 класса, мои учащиеся выполняют проекты, которые усложняются к 9 классу с учётом формирования у них практических умений и навыков. Ещё не давно выполнение творческих проектов и их защита являлось неотъемлемой частью олимпиады по трудовому обучению. Моими учащимися были выполнены проекты, которые принимали участие на разных этапах республиканской олимпиады. Для успешной работы с одаренными детьми необходимо постоянное повышение собственной компетентности, высокая коммуникативная культура, требовательность и умение найти подход к нестандартным детям, знание возрастной психологии и многое другое. Очень важно взаимодействие с коллегами-предметниками, понимание со стороны родителей и сотрудничество с ними. Успешность развития трудовых действий ребёнка определяется положительной мотивацией. А мотивация зависит от трудовой умелости. Естественно необходимо отметить немаловажную роль в формировании практических умений обучающихся, применение различных форм внеурочной деятельности. Одним из видов внеурочной деятельности является проведение занятий по интересам. Они в большей степени направлены на подготовку девочек к жизни, будущей деятельности в качестве хозяйки дома, матери, хранительницы домашнего очага. Программа занятий дополнительного образования даёт широкий выбор направлений и возможность участия учащихся с разными интересами. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. И только на кружке можно изготовить изделия для участия в различных конкурсах и выставках. Результатом является включение учащихся в активную познавательную деятельность, повышение коммуникативной культуры. Работая самостоятельно над выбранным изделием, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, достигать её. Единая цель обучения, воспитания и развития в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:
Профориентационную работу со школьниками следует проводить не только в процессе внеклассных занятий, но и в процессе учебной деятельности. Учитель трудового обучения активно знакомит учащихся с рабочими профессиями в процессе трудовой деятельности, а также с помощью методов индивидуально-групповой беседы, консультации, объяснения, рассказа с применением средств наглядности. В результате работы при создании эффективной образовательной среды для формирования практических умений и навыков обучающихся на учебных занятиях по трудовому обучению получаем внешние результаты педагогического опыта:
А также внутренние результаты педагогического опыта:
Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность - это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в колледже, университете - то, чему научила меня жизнь. Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены