РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Задания и игровые упражнения, способствующие развитю познавательных способностей.

Учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 18
города Краснодара
Палагина Галина Гавриловна
(из опыта работы)
 
Задания и игровые упражнения, способствующие развитию познавательных способностей.

Подготовительный период является важным периодом обучения математике. В этот период осуществляется адаптация школьников, закладываются основы обучения математике в целом, формируются необходимые учебные действия.

В подготовительный период для успешного формирования учебных действий, а также развития познавательных способностей следует использовать следующие задания и упражнения. Подготовительный период является важным периодом обучения математике. В этот период осуществляется адаптация школьников, закладываются основы обучения математике в целом, формируются необходимые учебные действия.

В подготовительный период для успешного формирования учебных действий, а также развития познавательных способностей следует использовать следующие задания и упражнения.

Восприятие

Зрительные.

  1. Продолжи узор ( бордюр).
  2. Собери из разных фигурок треугольник ( четырёхугольник).
  3. На доске многоугольник, часть которого закрашена. Рядом расположены фигуры меньшей площади. Надо найти фигуру, которая сможет прикрыть закрашенную часть.
  4. Игровое упражнение «Латаем ковёр». Детям предлагается модель ковра с дырками. Нужно выбрать подходящую заплатку из предложенных фигур.
  5. Игровое упражнение « Найди такой же рисунок». Учитель показывает узор, рядом находятся похожие. Надо найти такой же, как предлагает учитель.
  6. Назовите фигуры, из которых составлен рисунок.
  7. Учитель предлагает ряд разноцветных флажков. Ученикам надо назвать все флажки по порядку. Затем учитель закрывает флажки и просит назвать их по порядку.

Слуховые.

  1. Учитель хлопает в ладоши. Затем просит учащихся воспроизвести ритмический рисунок.
  2. Учитель читает текст с определённой последовательностью действий. Затем предлагается воспроизвести перечень действий соседу, всему классу.
  3. Учитель начинает фразу, а дети должны логически её завершить. Например: Если сосна выше берёзы, то берёза ……… .

Осязательные.

  1. Игровое упражнение «Узнай, что в мешке». Учитель кладёт в непрозрачный мешок предмет и предлагает детям на ощупь  определить, что это.

Обонятельные.

  1. Игровое упражнение «Угадай что это?»Учитель завязывает ученику глаза и предлагает по запаху определить, какой предмет ему поднесли (цветок, яблоко, пластилин, апельсин и т.д.)

Память

Двигательная.

  1. Повторение движений, двигательных упражнений.

Образная.

Слуховая.

  1. Игровое упражнение « Слова». Учитель называет слова, а ученик должен их повторить в этой же последовательности.
  2. Игровое упражнение « Какой герой следующий?» В сказке «Репка» назвать героев, вытягивающих репку по порядку. Аналогично в сказке « Теремок», « Гуси – лебеди».
  3. Игровое упражнение « Чей предмет?»Учитель называет предмет, а дети должны угадать, герою какой сказки он принадлежит.

Зрительная.

  1. Игровое упражнение « Запомни картинки».Ученику предлагается до 10 картинок , на каждой по 1 предмету. Дети рассматривают 2 минуты, затем называют, которые запомнили.
  2. Игровое упражнение «Рисуем узоры». Учитель рисует на доске узор(бордюр), потом стирает и предлагает детям нарисовать такой же по памяти.
  3. Ученикам предлагается таблица с предметными рисунками. После чего предметы убираются, детям надо назвать где какой предмет находился.

Мышление

Наглядно-действенное.

  1. Составь демонстрацию к рассказу.

Наглядно-образное.

  1. Замени каждый листочек точкой (кружочком, треугольником и т.д.)
  2. Составь 2 одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек.
  3. Как разрезать четырёхугольник по двум прямым линиям так, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых четырёхугольника.

Словесно-логическое.

  1. Найди закономерность и нарисуй следующую фигуру.
  2. Найди закономерность и придумай свою последовательность.
  3. Комбинаторные задачи. Составь возможные сочетания букв А,Б,В,Г. Что вы будете кушать на обед, если мама приготовила следующие вторые блюда: мясо, котлеты и рыбу? На десерт: пирожное, желе и пирог. Сколько возможно найти вариантов, если за обедом вы съедите 1 второе блюдо и 1 десерт?
  4. Дима слабее Вовы. Вова слабее, чем Витя. Кто слабее всех?

Мыслительные операции.

1. Кто больше отличий найдёт в следующих картинках.

2. Скажи общее слово:

  • огурец, баклажан, помидор;
  • тарелка, чашка, блюдце;
  • понедельник, вторник, среда;
  • январь, февраль, март.

3. Составь рассказ по серии картинок. ( Перед учеником располагают серию картинок, связанных одним сюжетом. Нужно расположить их в порядке действий).

4. Назови лишнее слово:

  • сирень, ромашка, тюльпан, редис;
  • мяч, скакалка, кукла, книжка.

Воображение

  1. Прослушайте рассказ , составьте к нему демонстрацию.
  2. Игровое упражнение «Дорисуй фигуру».
  3. Придумай математический рассказ.

Внимание.

1. Игровое упражнение «Что изменилось?»

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть и запомнить расположение предметов на доске. Затем предлагает закрыть глаза , а в это время меняет месторасположение фигур. Ученики должны восстановить картинки по местам.

2. По команде учителя дети выполняют определённые движения руками. Учитель, меняя команды, называет одно действие, выполняет другое.

3. Игровое упражнение «Наоборот». Учитель показывает движения, а Ученики должны выполнять противоположные.

Предлагаемые задания могут даваться с установкой на внимание и без неё. Если учащимся даётся установка, то формируется произвольность внимания.

Данные упражнения рекомендуется использовать как на уроке математики, так и во внеурочной деятельности в 1 классе.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены