РАЗРАБОТКИ
|
Игра, как средство развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возрастаОдним из основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем, является игра. Игра - одно из самых древних занятий людей. С появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. Многие ученые давали определение понятию «игра». К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Игру рассматривали В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко, Д.Б. Эльконин, В.Н. Дружинин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и т.д. Мы остановились на понятии Германа Константиновича Селевко, который рассматривает игру как вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Г.К Селевко в своих работах классифицирует детские игры по нескольким признакам: виду деятельности, характеру педагогического процесса, игровой методике, предметной области, игровой среде и продолжительности. По виду деятельности он делит игры на:
Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет воспитаннику, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам и потребностям современного общества. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игровое общение занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков, а сама игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, и одно из ее направлений – развитие коммуникативных умений. Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте происходит формирование личности, и насколько легко школьник будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни Младшие школьники более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства, слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным, совершенствуется и обратная связь. Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Эти умения называют «социальным интеллектом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания. Когда была сформирована наша группа и при частой смене состава детей в группе появилась проблема в общении. Дети отбирали игрушки друг у друга, самостоятельно играть в короткие игры не могли, начинали искать виновных и ссорились, проигравшие обижались. Сложно было проводить генеральную уборку комнат, дети большая часть старались выступать в качестве наблюдателей за другими детьми и взрослыми. И тема «Игра как средство развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста» для саморазвития педагогов появилась сама собой. Игровая деятельность проходит в различные моменты проживания в нашей группе. В «дочки-матери» играют не только девочки, но и мальчики пробуют роль отца. Играя в доктора у многих преодолен страх перед врачами. При уборке комнат, приготовлении домашних заданий старшие дети выступают в роли наставников, а таблицы, алфавит учим парами, проверяя друг друга. После уборки комнат назначенный консультант проходит по комнатам и ставит оценку. Выигравшая комната выбирает, какой фильм посмотреть и т.д. Теперь эту работу дети гораздо охотнее выполняют. Очень интересно использовать элементы игры во время социальных проб, тут и повар, и кондитер, и официант, а кто-то и специальный помощник главного повара, тут фантазии нет границ. После всех игровых моментов всегда проводим рефлексию мероприятия. Дети сами замечают, что получилось и что в следующий раз можно будет избежать, проявляют инициативу. В игре знакомимся с новыми профессиями и новыми социальными ролями. Пробуя себя в новых амплуа, ребенок воспроизводит свое видение мира. Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр. Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные игры. Настольные и напольные игры собирают желающих поиграть. При организации подвижных игр поощряем самостоятельную организацию детьми знакомых игр; участие в играх с элементами соревнования. Знакомим с народными играми. Способствуем проявлению честности, справедливости в самостоятельных играх со сверстниками. При проведении занятий используем игровые мотивации, которые способствуют повышению интереса детей, динамические паузы. Осуществляем индивидуальный подход к детям, регулируем их эмоциональное состояние. Хочется отметить, что включение в воспитательный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что воспитанники, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, а применение игровых технологий даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала, и является для педагога одной из важнейших целью работы. Исходя из этого, игровая деятельность должна строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом. Составление игровой деятельности из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога с детьми начальной школы. «Живая цифра» Нескольким ученикам показать цифру через телодвижения. «Иголочка и ниточка» Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взрослого «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего. «Сломанный» телефон Все участники садятся в большой круг. Участники должны сесть на некотором расстоянии друг от друга. Выбирается ведущий, он должен придумать интересную фразу (например: "солнце скрылось за горой"). Затем ведущий (или его еще называют "отправитель" сообщения) шепотом произносит придуманную им фразу на ухо соседа, сидящего справа от ведущего. Сообщение необходимо передать только один раз. Затем сосед передает сообщение своему соседу, находящемуся справа и так далее... по цепочке. Сообщение необходимо передавать до тех пор, пока оно не дойдет до участника, сидящего слева от ведущего. Как только этот участник получит сообщение он его произносит вслух. Затем ведущий произносит ту фразу, которую он отправил по "сломанному" телефону. «Дракон кусает свой хвост» Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок. «Аплодисменты по кругу» Ход игры. Учитель: «Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю». Учитель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком учитель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всего класса. Игры на развитие умения разрешать конфликт. Цель: выяснение причин конфликта и поиск предотвращения причин появления конфликта, развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. «Проигрывание ситуаций» Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился. С другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы и др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа). «Паутина» Учитель: «Представьте, что огромный злой паук (им буду я) поймал вас всех в свою паутину. Вы сядете в круг, а я пройду с клубком ниток и обмотаю ваши руки (а иногда и талию) ниткой. (Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась «паутина».) Вам нужно выбрать самого доброго — того, кто сможет освободить всех. Паутина злого паука отлипает от человека только в том случае, если его называют ласково. Ваш спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать. Как только добрый человек доберется до кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать ваше ласковое имя и только потом распутать руки или туловище». В заключение отметим, что интерактивная игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников. Игра "Комплимент" Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно, а второй участник должен отблагодарить. Занятие на тему «Учимся общаться» Задачи:
Ход занятия 1. Вводная беседа. - А какие первые слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «общение»? (речь, разговор, беседа, внимание, понимание, вопросы, ответы, приветствия, улыбка, подмигивание, рукопожатие) - Все ваши ответы верны, и их можно объединить в общее понятие общения. - Как вы думаете, какова будет тема нашего классного часа? - Да, ребята, сегодня наш классный час будет посвящен теме общения между людьми. Давайте, посмотрим, что же такое общение? - Ребята, общение может быть бесконфликтным, т.е. доброжелательным. А может быть конфликтным, т.е. неприятным. А как вы думаете, в каких ситуациях общение может стать не добрым и приятным, а наоборот конфликтным? (Предполагаемые ответы: неумение слушать, перебивают, кричат, обзываются, врут, ехидничают, унижают, надоедают, дерутся, пустая болтовня, умничают, плохое настроение, нервничают, тон, придумывают клички, насмехаются) - В каждом конфликте всегда есть обиженные, и есть обидчики. Вы должны запомнить, ребята, что в конфликте всегда виноваты обе стороны. И вот сегодня мне хотелось бы с вами обсудить эту тему. А помогать мне будет… вы ни за что не догадаетесь кто… это старая парковая лавочка. - Почему именно она? Да потому что со мной приключилась однажды вот такая история. Я шла через парк, очень устала и присела отдохнуть на лавочку. Может быть, я задремала, сама не знаю, только слышу вдруг скрип и голос. Я сначала испугалась, потому что вокруг никого не было, а потом я поняла, что со мной разговаривает старая лавочка. Она рассказала мне столько удивительных историй, что я записала некоторые из них в блокнот. Вот послушайте. 2. История первая. Мне уже почти сто лет. У меня, как и у каждой вещи, есть своя богатая история, есть своя жизнь, полная различных событий. Еще в прошлом веке мимо меня прогуливались нарядные барышни и важные кавалеры. На мне отдыхали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Возможно, и вы не раз видели меня в городском парке. За свою долгую жизнь много я услышала разных людских историй. - Как вы думаете, ребята, о чем можно вести разговор, сидя на этой лавочке? - Сейчас вы услышите от Лавочки одну интересную историю. 3. История вторая. Однажды я стала свидетельницей разговора двух мальчиков, Коли и Миши, которые, возвращаясь из школы, присели отдохнуть. Сначала они разговаривали тихо и спокойно, а потом Миша начал вдруг кричать и обзываться на Колю. Заплакав, Коля убежал домой, а Миша злой пошёл домой. (хвалился, обзывался, завидовал, обманывал, унижал) - Кого вы считаете виноватым в этой ссоре? И почему? - А как можно выйти из этой ситуации? (договориться, уступить, если виновен). - Скажите, а как же правильно нужно просить прощение? (1. Называть по имени - А как должен повести себя человек, у которого просят прощение? (1.Внимательно выслушать. - Давайте вернемся к нашим знакомым мальчикам, которые сидели на этой лавочке и попробуем обыграть эту ситуацию. Попробуем попросить прощение. Я предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас сначала будет Колей, а кто Мишей, а потом поменяетесь ролями. (Дети работают в парах) - А кто из вас попробует выйти сюда и проиграть эту ситуацию? (Учитель дает примеры ответного слова, если дети затрудняются). - Молодцы, ребята! Никогда не стесняйтесь просить прощения, это не стыдно. Наоборот, это показывает, что вы культурны, воспитаны и по-настоящему взрослые. - Просто удивительно, как простая Лавочка помогла нам интересно провести классный час, заставила нас рассуждать, переживать, общаться друг с другом и хочется сказать ей за это огромное спасибо. Очень жаль, что она не слышит этого волшебного слова. Слова благодарности играют очень важную роль в нашей жизни, без них общение между людьми просто невозможно. А ведь очень часто мы забываем благодарить друг друга. Думаю, что каждый из вас может вспомнить ситуацию, когда он забыл сказать спасибо кому-то из своих друзей, родных и знакомых
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены