РАЗРАБОТКИ
|
Использование игровых методов на уроках окружающего мираСреди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные универсальные учебные действия. Для их формирования учитель должен вести целенаправленную работу по развитию познавательной активности младших школьников, под которой понимается деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Одна из основных задач школьников, которую ставит перед нами школа, заключается в том, чтобы они научились учиться. Для достижения целей урока необходимо решение проблемы познавательной активности младших школьников. Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются в деятельности. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения, необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащегося, как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества. Формирование познавательных интересов учащегося в обучении может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, способствует этому само содержание предмета. С другой развитие происходит путем определенной организации познавательной деятельности учащихся, составляющее ее многообразие. Остановлюсь на втором направлении и расскажу об использовании дидактических игр, как одном из способов развития познавательной активности. Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Структурными компонентами дидактической игры является: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат. Дидактическая игра определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет игры, причем не всегда практические внешние действия, когда нужно что - то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного. Разработанные правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, имеют общий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, позволяют решать задачи более высокого уровня: формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей. Немаловажно здесь и эмоциональное состояние учителя. Стараюсь не только руководить игрой, но и включаюсь в игровую деятельность вместе с детьми. Игры провожу на различных этапах урока:
Основная форма работы во время игры - фронтальная. Например, при изучении темы "Кто и что?" провожу игру на внимание "Летает - не летает?" и др. Во втором классе игровые приемы усложняются, могут проводиться в течении всего урока- это игры - путешествия, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. В третьем классе использую сюжетно-ролевые игры. При работе над проектом "Разнообразие природы родного края" детям пригодились познавательные игры "Мир животных", экологическая игра "Птицы наших водоемов", создание мини - книжек о животных. Для того чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей использую ИКТ, ЭОР и др. Преимущества использования дидактических игр:
Во время игры ребенок демонстрирует свой познавательный интерес. Игры развивают у обучающихся гибкость мышления, оперативность памяти, обобщают знания, позволяют эффективно повторить пройденный материал, развивают умение слышать другого человека, развивают быстроту реакции. В процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий. Проведение дидактических игр позволяет нам создать такие ситуации, в которых учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу и сделать вывод о своих успехах и неудачах. Ценность игры в том, что она играет роль эмоциональной разрядки, предотвращает утомляемость ребенка. И сегодня актуальны слова великого педагога Ш.А. Амонашвили. Он говорит о том, что без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, закрепляют и систематизируют его на уроках повторения. На протяжении четырех лет не теряют интереса к предмету. Тест "Какие бывают растения?" (3 класс) 1. Какое растение относится к группе «Деревья»?
2. Какое из деревьев хвойное?
3. Можно ли назвать дуб лиственным деревом?
4. К какой группе относится шиповник?
5. Сколько стеблей у кустарников?
6. Какое из растений травянистое?
7. Чтобы воздух на планете был чище надо:
Животные Растения Распределить на группы: береза, шиповник, клевер, колокольчик, дуб, орешник, сирень, тополь, подорожник, одуванчик, ель, липа. Загадки 2 класс Профессии Лесов строительных он житель, Знает каждый в доме житель - Поезд длинный голосист, Тепловозы я вожу, Под оркестр поёт наш хор, Струны гитары, терпенье, талант Сон и отдых позабыты: Пел с душою, молодец! Он красив и голосист, Пачку, пуанты надела Марина, Царь сегодня, завтра - вор, Ведёт с актёром жаркий спор Что побоится сделать актёр, Вдохновения заложник, Натянутый холст, краски, треножник - С книгой кто в руке - читатель, Детских песенок куплеты Почерком быстрым исписан весь лист - Послезавтра, в понедельник, Сапогам хромым помощник, Победит огонь коварный Герои легендарные, Секунды зря не тратили, Чтоб дымоход был свободен и чист, К телевизору запчасти В поле комбайнов слышится хор, Груши, яблони, крыжовник Путь его тяжёл и долог, Весь наукой увлечённый, Задания на карточках Соедини стрелками название каши и крупы, из которой ее делают: Игра "Лото" Тема "Лес - дом для животных". 3 класс. Учитель выбирает карточку из 8 разложенных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фишкой с номером, соответствующим описанию, закрывают правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро угадает птиц. Если учитель желает проверить работу каждого ученика, то дети могут в таблице рядом с названием соответствующей птицы поставить номер описания.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу Родители, будьте осторожны! Психоактивные вещества. Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены