РАЗРАБОТКИ
|
Игровые ситуации как одно из условий формирования интереса младших школьников к чтениюНаучить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой. В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Приёмы, которые перечислены, являются важным средством формирования мотивации обучающихся, развивают навыки правильного осознанного чтения.
Сегодня я хочу рассказать об игровых ситуациях на уроках литературного чтения. Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться при приобщении младших школьников к чтению, я выделила игровые ситуации на уроках литературного чтения. Игра – привычная и желанная форма деятельности для ребенка. Объединив игру и учебный процесс, данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения. В своей деятельности я использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению. 1. Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. «Какая бывает роса на траве» Алмазы видны траве в, полях на то, лес пойдёшь летом утро солнечное в когда. Синим и, красным и, жёлтым и- цветами разными переливаются и блестят эти алмазы все. Солнце на блестят и травы листах треугольных в собрались росы капли это что, увидишь то, такое это что, разглядишь и ближе подойдёшь когда. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений. 2. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Мышонок Пик. Ребята илаксуп по екер кораблики. Тарб вырезал хи ножиком зи хытслот кусков йовонсос коры.Акнёртсес прилаживала асурап из кечопярт. На йымас большой килбарок понадобилась яаннилд мачта. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы. 3. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. «Лев и собачка» В Лондоне _____ диких зверей и за ______ брали деньгами или собаками и кошками на _______ диким зверям. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста, способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска слов возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. 4. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета. Ночевала тучка зОлОтАя Это упражнение формирует внимание, развивает зрительную память, помогает лучше осознать прочитанное. 5. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу и расставить по порядку. «Акула» Наш корабль стоял на якоре но потом стал отставать. Это упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста. 6. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот. Это упражнение формирует словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд) 7. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит: Я не поверил - думал, он мне сейчас штуку какую-нибудь устроит, так что искры из глаз посыплются, и скажет: вот это и есть "обезьянка". Не таковский я. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов. 8. Бюро находок. Обучающимся предлагается определить героя, которому принадлежат, представленные на доске вещи. Это упражнение способствует формированию познавательного интереса. А так же формирует умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом(Почему ты думаешь, что этот предмет принадлежит именно этому герою? Можешь ли ты подтвердить свой ответ словами из текста?) Басни Крылова («Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Зеркало и обезьяна», «Лисица и виноград», «Стрекоза и Муравей») 9. «Найди лишнее слово» Скороговорка, прибаутка, пословица, рассказ. Обучающимся предлагается выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее. Это упражнение позволяет тренировать аналитическое мышление, формирует умение выделять общие признаки путем сравнения.(Чем оличется рассказ от скороговорки, прибаутки, пословицы?) 10. «Шифровки»
1,4,8,9,12,15,18,19
Вставьте пропущенные гласные. Такие игровые ситуации можно использовать для определения темы урока. После того как слово будет названо, можно предложить детям поразмышлять над тем о чём будет произведение. Это упражнение формирует умение прогнозировать, какие события будут происходить в тексте, выдвигать предположения. Заключение Данные игровые ситуации превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки правильного, сознательного и выразительного чтения. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Фото: pixabay.com
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены