РАЗРАБОТКИ
|
Применение активных методов обучения на уроках биологииНа современном этапе цель образования заключается в формировании личности, которая не только информирована в различных областях науки, а самостоятельно и ответственно сможет принять решения в различных жизненных ситуациях. Именно поэтому, очень актуальны направления, которые способствуют повышению активности учеников. Так как урок – это часть жизни ученика, то в своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ученика, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий. Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения, которые предполагают самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности. При применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи: активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся; формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе; обеспечить формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся. Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии, которые можно применять как для усвоения нового материала, так и для проверки знаний. В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные методы – это проблемные семинары; учебные дискуссии; проблемные лекции; лекции с заранее запланированными ошибками; круглые столы; эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики); самостоятельная работа с литературой; исследовательский метод и другие. Мною в учебно-воспитательном процессе по биологии используются следующие активные методы обучения: Проблемный семинар – один из основных приёмов активизации мыслительной деятельности обучающихся при проблемном обучении. Перед изучением темы учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием темы. Учащиеся готовят доклады или сообщения по определённой проблеме. Иногда создать проблемную ситуацию на таком семинаре можно подготовив двух докладчиков. Их выступления должны быть достаточно чёткими, ясными и короткими. Высвечиваемые в докладах положения вызывают у слушающих ситуацию затруднения: кто же из докладчиков прав. При этом предполагается создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска. Проблемный семинар может иметь два исхода: учащиеся находят решение проблемы сами или же его формулирует учитель в заключительном слове. Самостоятельное решение проблемы доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности. Например, на семинаре по теме «Иммунитет» могут быть использованы такие доклады: «Илья Мечников: открытие иммунной системы», «Пауль Эрлих: вклад в науку». Проблемная лекция – монолог информационного характера с вопросами, которые создают проблемные ситуации и направляют внимание учащихся на необходимость решения минутных проблем. Например, на лекции по теме «Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты» могут быть использованы такие вопросы:
Лекции с заранее запланированными ошибками направлены на развитие у учащихся навыков выявления неверной информации. Учитель готовит конспект содержательного характера с определённым количеством ошибок. Задача учеников – выступить в роли экспертов, по ходу урока отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце урока. Например, по теме «Индивидуальное развитие организма» может быть использован такой конспект:
Учебная дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы. Она проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией по теме обсуждения. Ситуация спора создаётся, когда учитель задаёт вопрос «А у кого другое мнение?». Среди учащихся сразу появляются сторонники и противники предложенного учителем утверждения. Цель учебной дискуссии – развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. К формам дискуссии относятся:
Например, дискуссия по теме «Вирусы» может быть начата со вступительных слов учителя: Урок – пресс-конференция направлен на выявление круга интересов и потребностей учеников, отношения к теме урока и предмету в целом. Учитель называет тему урока и просит учащихся письменно задавать ему вопросы по данной теме. Например, урок – пресс-конференция по теме: «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования». Исследовательский метод – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и краткого инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы перерастают в методы научного исследования. Например, исследовательский проект: «Лишайники – биоиндикаторы чистоты атмосферного воздуха». Задачи: на основе анализа литературы дать биологическую характеристику лишайникам и выявить их особенности использования в биоиндикации; выявить виды лишайников, наиболее устойчивые к загрязнению среды; рассмотреть процесс изменения лишайников в городских условиях и возможность использования в мониторинге загрязнения воздушной среды; сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха. Самостоятельная работа с литературой предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Можно выделить следующие виды самостоятельной работы: составление схемы, плана, последовательности процессов или этапов, поиск ответа на вопрос, конспектирование, решение задач, практические и лабораторные работы. Например, составьте схему «Жизненный цикл папоротника» или ответьте на вопрос: «Какими экологическими особенностями обусловлен тот факт, что папоротникообразные не доминируют в современном растительном мире Земли?». Решение ситуационных задач – помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях. Например, ситуационная задача по теме «Гуморальная регуляция и её нарушения»: музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина. Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг? Анализ конкретных ситуаций – метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определённые решения. Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такую ситуацию: «Работая тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключённых практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чём загадка?» Деловая игра – одна из наиболее эффективных форм повышения активности обучаемого. Она раскрывает личностный потенциал ученика, так как носит соревновательный характер, а также развивает образное, систематическое и логическое мышление. Например, на обобщающих уроках можно использовать такие интеллектуальные игры как терминологические эстафеты, кроссворды, шарады, эстафеты эрудитов, поле чудес, викторины, блиц-турниры, конкурсы знатоков и др. Ролевая игра – при наименьших затратах и времени учащиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью. Ролевая игра погружает ученика в модель близкую к жизненной ситуации. Например, можно использовать игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов и директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или обобщающую игру «Приём к врачу», где можно вспомнить основные симптомы болезней органов различных систем и меры профилактики заболеваний, при этом класс делится на врачей-специалистов, пациентов и экспертов. Все эти методы явились эффективными для достижения различных целей: повышения интереса учащихся к предмету и учебной деятельности, расширения кругозора и интеллектуального развития, формирования самостоятельности и реализации деятельностного подхода к учебному процессу, повышения результативности обучения. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены