РАЗРАБОТКИ
|
Экологическое воспитание учащихся на уроках биологииШванова О.А. Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.[1] Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды. Система работы по формированию экологической культуры. Под системой работы педагога, школы, участников педагогического процесса понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определённого результата – формирование экологической культуры учащихся. Принципы построения системы работы:
Схема отражает последовательность осуществляемых действий: постановку цели и задач экологического образования учащихся; выбор методов и форм работы, разработку уроков и внеклассных мероприятий по проблеме; отслеживание достигаемых результатов.[2] Формирование экологической культуры учащихся осуществляется в педагогической деятельности на уроках биологии и занятиях кружков: «Юные исследователи природы», «Юный эколог», через систему внеклассной работы учащихся и работы с родителями. Данная система способствует реализации одной из основных целей биологического образования – формированию экологической культуры учащихся. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии Основной формой обучения является урок. На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней. Изучение природы с точки зрения существующих в ней взаимосвязей позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Например, если ребенку просто сказать , что уничтожить дерево в лесу это – «плохо» и совсем другое –когда ребенок знает сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что происходит с ними после исчезновения дерева. На уроках биологии использую педагогические технологии: игровая, проблемная, проектная, технология сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая. Игровая технология. Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся на уроках биологии и тем самым повысить эффективность обучения. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. На уроках используя данную технологию включаю дидактические сказки, игры – путешествия и ролевые игры Технология проблемного обучения При проблемном обучении, у учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов. Проблемные вопросы позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы. Технология критического мышления Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но и огромное разнообразие педагогических приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. [3] Элементы технологии критического мышления используются на уроках в 6 классе при изучении тем: «Размножение споровых растений», «Цветок», «Соцветие», «Костные рыбы» Экологическое воспитание во внеурочное время. Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно решаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии ,полученные на уроках, лабораторных занятиях. экскурсиях и других формах учебной деятельности находят на внеклассных занятиях значительное углубление ,расширение и осознание ,что оказывает влияние на общее повышение интереса к предмету. Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий собственной деятельности. В дополнение к образовательной программе разработала программу дополнительного образования кружка « Юные исследователи природы», целью которой является формирование экологической культуры учащихся воспитание чувства единства с природой, любви ко всему живому к родному краю, формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения этических норм и принципов отношения к окружающей среде. Для воспитания экологически грамотного человека, для осуществления комплексного подхода к изучению и охране природных комплексов разработана экологическая тропа «Меловые отложения» на территории села Верхний Любаж, которая стала действующей, работающей и «Читаемой книгой природы», где учащиеся познают тайны природы, видят чудеса происходящие в ней и проникаются к ней огромной любовью и восхищением. Для улучшения экологического состояния родника, расположенного в урочище реки «Верховье» села Верхний Любаж, как источнику пресной питьевой воды проводится операция «Живи родник» Для привития у обучающихся любви к родным местам ведется работа по охране и окультуривании места Земской бывшей больницы, где работал врач-хирург и священнослужитель Лука Войно-Ясенецкий. Для сохранения целостности и защищенности биоценозов организована операция «Муравейник». На территории пришкольного участка для развития у детей бережного отношения к природе высажены редкие и охраняемые растения (адонис весенний, ветреница дубравная, калужница болотная, сон-трава). В школе проводят экологические праздники, выпуск экологических бюллетеней к экологическим датам, дни здоровья, изготовление стенда по страницам Красной книги, операция «Покормите птиц зимой» Члены кружка проводят опытническую работу,экологические практикумы .Ребята проводят исследования и анализ почвы, воздуха,воды. В течение 2014- 2017 года исследовательская деятельность ребят представлена научно-исследовательскими работами: «Воду ,которую мы пьем», «Лекарственные растения Курской области», «Влияние синтетических моющих средств на зеленые растения» «Редкие и исчезающие растения Курской области», «Изучение образцов почв методом биотеостирования» Активно ведется конкурсная деятельность экологического направления. Дети ежегодно принимают участие во Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах, фестивалях , конференциях где становятся победителями и призерами награждаются благодарственными письмами ,грамотами ,дипломами. Вывод: Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. Воспитание экологической культуры обучающихся – дело не одного учебного года, поэтому, акцентируя свое внимание на этой проблеме, мы не должны исключать при этом другие приоритетные направления воспитательной деятельности школы: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, трудовое воспитание, профилактику правонарушений. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены