РАЗРАБОТКИ
|
Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьниковГвоздева С.И., Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников АННОТАЦИЯ. Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития функциональной грамотности младших школьников, а так же особенности проведения математических экскурсий. А.А. Штец дает следующее определение: «функционально грамотная личность – это человек:
Н.Ф. Виноградова считает, что: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. … Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене должен обладать:
Исследование функциональной грамотности учащихся средней школы проводится в мире в рамках исследований PISA (Program me for International Student Assessment) и определяется как наличие «у школьников, получивших обязательное общее образование, знаний и умений, необходимых им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[7, 308 р.].Начиная с 2000 г. проводится тестирование каждые три года по нескольким направлениям: математика - оценка математической грамотности; чтение - оценка читательской грамотности, естествознание - естественнонаучной грамотности. А также было добавлено направление - экономика и финансы - финансовая грамотность и оценка уровня сформированности, так называемых, глобальных компетенций. Ковалева Г.С. определяет математическую грамотность как «способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.» [2, с. 150-167]. На наш взгляд для достижения высокого уровня функциональной грамотности необходима соответствующая всесторонняя подготовка уже на самых ранних этапах обучения, начиная с начальной школы. Это становится возможным в рамках повышения познавательного интереса младших школьников. Заинтересованный, вовлеченный в образовательный процесс ребенок лучше усвоит новый материал и сможет применять полученные знания не только на уроках в школе, но и в реальной жизни. В младшем школьном возрасте закладывается интерес к учению в целом и отношение ученика к школе. В этот период очень важно развить интерес у младших школьников к активной познавательной деятельности. Обучение математике в начальных классах направленно на формирование основ приемов умственной деятельности школьников: осуществление анализа, сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, закономерностей, выстраивание логических цепочек рассуждений. Именно на начальном этапе обучения важно научить самостоятельно добывать, усваивать информацию, показать связь математики с жизнью и объяснить её применение в реальных ситуациях. Решению этих задач могут способствовать математические экскурсии. Образовательные экскурсии, прежде всего, будут способствовать формированию такой ключевой компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности, помогут формированию у младших школьников функциональной грамотности. Проведение математических экскурсий будет способствовать конкретизации, «оживлению» программного материала, расширению кругозора, углублению знаний учащихся, будет направлено на развитие наблюдательности и логического мышления младших школьников. Необходимость использования математических экскурсий обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: «Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала» [5]. Важно с первых уроков математики научить младших школьников видеть математику вокруг, распознавать практический смысл теоретических знаний. Такой подход позволит сформировать устойчивый интерес и положительное отношение к математике. Невозможно обучать математике теоретически, не опираясь на знакомые предметы и явления. Учитель должен максимально приблизить абстрактные знания к практике. Учитывая всё это, мы считаем, что в изучение математики полезно включать экскурсии, которые будут способствовать повышению мотивации изучения предмета и расширению кругозора. Материал, который ученики усвоят на экскурсиях, будет им доступен, что, несомненно, вызовет интерес к самой математике. В.М. Минаева дает следующее определение : «экскурсия – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника» [4, с.401-404]. Опираясь на определения экскурсии, можно сделать вывод о том , что её эффективность основана на восприятии детьми изучаемых предметов и явлений в естественной среде или искусственно созданной. Все условия для укрепления здоровья создаются на уроках-экскурсиях, а именно психологического здоровья, духовного и физического. Такой тип урока чаще всего проводится на свежем воздухе, в условиях полезных для восприятия новой информации и непринужденного общения со всеми участниками. Также одна из особенностей уроков-экскурсий то, что они проходят в безоценочной обстановке и дети имеют возможность общаться с одноклассниками, выражать свой познавательный интерес и развивать его. Для проведения урока-экскурсии должен быть разработан конспект. Данная форма проведения занятия достаточно занимательная и продуктивная . Посредством самостоятельной исследовательской работы у учеников формируется познавательный интерес. Экскурсия для младших школьников не должна длиться более 45 минут (1 академический час), иначе дети устанут и не будут в полной мере готовы для получения нового знания. Также необходимо для каждого этапа подобрать задания, которые будут соответствовать целям экскурсии. Детям должно быть интересно узнавать новую информацию, а учебный материал, прописанный в конспекте, должен быть направлен на стимуляцию воображения и получение новых эмоций у обучающихся. Вывод Экскурсии поспособствуют пробуждению познавательной активности школьников, обеспечат адаптацию ребенка к школе, создадут условия для сохранения их здоровья и эмоционального благополучия, поскольку в большей мере соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей. Важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В этом возрасте дети усваивают новое знание на предметно-деятельностной, наглядно-образной и эмоционально-чувственной основе. Внедрение математических экскурсий позволит: - развивать наблюдательность, внимание, память; - способствовать совершенствованию мышления, речи; - научить ориентироваться в явлениях окружающей действительности; - самостоятельно «открывать» математические знания; - помогут лучше понять учебный материал, усвоить его, прочно и осмысленно запомнить; - поддержать интерес к учению, к математике. Мы уверены, что использование математических экскурсий, приведет к повышению мотивации изучения математики и позитивно скажется на отношение школьников к этому предмету и к обучению в целом, а так же станет важной составляющим звеном в развитии у учеников функциональной грамотности. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены