РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности работы учителя математики в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Александрова Валентина Анатольевна

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Целью современного российского образования стало формирование и развитие способностей ученика самостоятельно распознавать учебную проблему, формировать алгоритм её решения, направлять и контролировать процесс и оценивать самостоятельно полученный результат. ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Главной задачей обновлённых ФГОС заявлена конкретизация требований к обучающимся.

В связи с принятием обновленного ФГОС изменились требования к современному уроку.

Типы и виды уроков претерпели ряд изменений. Это связано с тем, что акцент в образовании перенесен на запрос ученика, его интересы и нужды. Ученик осознает необходимость для него предложенных знаний. Это отражается на форме проведения урока, который должен включать в себя создание ситуации осознания обучающимися «недостаточности знаний», которая создает мотивацию для изучения нового материала, а затем создание «учебной ситуации», в рамках которой ученики получают возможность более или менее самостоятельного поиска недостающей информации. В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена как на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, так и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей».

Современный урок - это не просто передача сведений и работа на конечный результат; это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Современный урок требует применения современных образовательных технологий. Так, каков же он - учитель в современных условиях? Это человек, который может планировать и осуществлять совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения.. Каким же быть тогда уроку математики в современных условиях? Легко ли это дается учителю сельской школы и самим учащимся ? Ведь для многих из них учёба – это трудоемкий процесс.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Я, как учитель математики с многолетним стажем преподававшей по традиционным программам многое пересмотрела в своей работе. С позиции ФГОС – учу детей для того, чтобы они стали успешными в жизни. Использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Владея технологией диалога, обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы. Если говорить о проблемах обучения математике в школе, то на современном этапе стоит сказать о том, что оптимизация обучения математике в школе состоит в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов и требований к планируемым результатам

Современный урок - это урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению. Для развития памяти, логического мышления, быстроты реакции применяю устный счет. Уделяю особое внимание различным приемам устной работы. В ходе устного счета воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. При организации практической работы учащихся на уроках часто предлагаю ученикам парные задания.

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. Работа в парах способствует формированию коммуникативных учебных действий, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки домашних работ.  

Осуществляю дифференцированный подход, он способствует развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями.
Оживляет урок использование различных форм ИКТ.

При закреплении изученного материала использую игровые технологии: «Кто быстрее поднимется на вершину» и другие. Не забываю и про здоровьесберегающие технологии. Чередую мыслительную деятельность, учитываю дозировку учебной нагрузки; благоприятный эмоциональный настрой. Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес предмету.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. При этом, важную роль играет готовность учителя самосовершенствоваться и повышать свою квалификацию, вести диалог, анализировать полученные знания и опыт на практике, проводить рефлексию собственной деятельности, теоретически обдумывать существующие и формулировать новые проблемные вопросы.

Требования новых ФГОС ООО ориентируют педагогов на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной и исследовательской деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения таких, как - организация работы в группах и парах. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Главная задача учителя сегодня – помочь ученику принять и выполнить принятое им решение, помочь сделать верный выбор, определиться во всем многообразии своих познавательных интересов. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования : что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей ФГОС. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены