РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике

Тодерич Марина Николаевна
учитель математики,
учитель высшей категории, старший учитель
ГБОУ "Комсомольская школа №5 Старобешевского МО" Донецкая Народная Республика

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин

Сегодня уровень образованности в школе определяется не столько объемом знаний, их энциклопедичностью, сколько способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Какой должна быть школа сегодня? Как организовать деятельность учащихся так, чтобы после окончания школы они обоснованно, реалистично и уверенно могли ставить различные задачи и, что не маловажно, решать их. Как организовать процесс обучения так, чтобы на уроке было интересно и увлекательно каждому ученику? Как на каждом уроке учителю донести до воспитанников идеи самосовершенствования, самопознания, нравственной духовности? Это вопросы, которые я задаю себе почти ежедневно. Меня всегда волновала проблема, как организовать учебный процесс так, чтобы каждый урок помогал учащимся проявить интерес, самостоятельность и волевые усилия в обучении, приводил учеников к успешному результату.

Школа должна вооружить ребенка не конкретным, предметным знанием, а уделить внимание развитию его способности к решению проблем, что основывается «прежде всего на освоении способов деятельности, применимых за рамками учебного предмета». Математика выступает как средство развития логического мышления, умения анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. Важным показателем развития мышления учащихся является умение переносить полученные знания, способы и приемы деятельности из одной образовательной области в другую; кроме того, умение выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ей, расширять ее объем.

Главной целью педагогической деятельности считаю формирование образованной, нравственной, социально адаптированной личности с позитивным отношением к жизни, способной к творчеству, к анализу жизненных ситуаций и принятию конкретных решений. В педагогической деятельности являюсь сторонником идеи сотрудничества учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. Таким образом, я работаю над темой «Формирование ключевых компетенций при обучении математики»

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.[1.2]

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  2. Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности.
  3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
  4. Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
  5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе
  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности , в социально-трудовой сфере , в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

Для меня, как для математика, основной и важной является математическая компетенция, которая включает в себя способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
  • построения и исследования простейших математических моделей;
  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
  • интерпретации графиков реальных процессов;
  • решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.

Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:

  • умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;
  • умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);
  • умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
  • умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.

Принято выделять три уровня математической компетентности:

  • уровень воспроизведения,
  • уровень установления связей,
  • уровень рассуждений.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентно-способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, проблемных ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.[5]

Для достижения этих целей в своей работе я использую технологию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.(Автор В.В.Фирсов).[3] Данная технология позволяет обеспечивать уровень стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый) и уровень повышенной подготовки для способных и одаренных. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой обеспечивает школьнику развитие, обучение на индивидуальном максимальном уровне.

Наличие стандарта математического образования, состоящее из 2 уровней требований:

  1. к содержанию образования, которое предоставляет возможность получения более высокого уровня математической подготовки;
  2. к содержанию образования, усвоение которого является минимально обязательным для каждого учащегося.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предполагает:

  • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;
  • базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
  • базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
  • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
  • наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Выходя из стен современной школы, наш выпускник должен обладать набором компетенций, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Он должен уметь планировать и организовывать свою деятельность, владеть разными видами речевой деятельности, владеть способами совместной деятельности, уметь видеть и решать проблемы, владеть навыками работы с информацией и т.д. Поэтому, чтобы сформировать вышеуказанные качества, учитель должен поставить ученика в такие условия, чтобы он стал менеджером своей деятельности с точки зрения его личностных качеств. Обучение знаниям, умениям и навыкам – не цель, а только средство для того, чтобы помочь ученику стать полноценной, самостоятельной, творческой личностью, способной выбирать, принимать решения.

Список литературы

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. - 2011. - № 5. С. 3 -12.
  2. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.
  3. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 2012.
  4. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.
  5. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.
  6. Пометун А.И., Пироженко Л.В. Современный урок: Интерактивные технологии обучения. - М .: "Издательство А.С.К.", 2004.
  7. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. - Ростов-на-Дону: Творческий центр "Учитель", 2009.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены