РАЗРАБОТКИ
|
Коммуникативная компетенция и личность детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Онтогенез общенияАвтор: Шульга Алена Юрьевна Л.С. Выготский отмечал, что главной функцией речи ребенка является установление контактов с окружающим миром, то есть функция общения. Способность к общению затрагивает социальную сферу жизни и имеет выход на личностные качества ребенка, позволяющие ему в той или иной мере взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Особенное речевое развитие, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения. Если эти нарушения не исправить в раннем возрасте, то они вызовут трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определенные изменения личности ребенка, а именно приведут к детской закомплексованности, мешающей им учиться, раскрывать свои способности и интеллектуальные возможности. Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена тем, что речевое общение имеет большое значение во всестороннем развитии личности дошкольника. Изучение речевого общения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи третьего уровня демонстрирует взаимообусловленность речевых и коммуникативных навыков, поэтому в настоящее время специалисты ищут способы активизации речевой коммуникации и потребности в общении таких детей. Целью нашей работы является: теоретически выявить особенности речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Составляющими портрета личности дошкольника являются личностные, физические, интеллектуальные качества. Данные качества формируются и развиваются в различных видах деятельности дошкольника. Старший дошкольник должен быть:
Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [1, с.319]. Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Поэтому к общению не относится случаю односторонней активности [2, с. 659]. Коммуникативная компетенция – приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих [3, с. 5]. Коммуникативную компетентнцию в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:
Условиями развития коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:
В процессе воспитания коммуникативной компетентнции у воспитанников формируется:
Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций. Изучение коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня показало, что ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные для таких детей, нередко сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств общения, медленным усвоением языковых понятий, затруднением в социально-речевых контактах, изоляцией ребенка от коллектива сверстников, трудностями в самостоятельном овладении системой коммуникативных умений и навыков. Дети с общим недоразвитием речи третьего уровня имеют сложности в осуществлении коммуникации, что обусловлено недостаточной сформированностью языковых средств, неумением их использовать в общении. Неспособность ребенка к организации процесса общения затрудняет межличностное взаимодействие детей, создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта. Именно поэтому, что эта тема имеет такое центральное значение по существу[4, с. 9]. А. Н. Леонтьев выделяет четыре этапа в становлении речи детей:
Подготовительный этап. В этот период у ребенка происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются такие голосовые реакции, как крик и плач, которые способствуют развитию голосового, дыхательного и артикуляционного отделов речевого аппарата. В две недели ребенок начинает реагировать на голос. К концу месяца ребенок начинает поворачивать голову на звук и реагировать на интонацию. В два месяца появляется гуление, а к началу третьего месяца – лепет. Лепет – это сочетание звуков. С пяти месяцев ребенок слышит речь, видит движение руг и пытается повторять. К шести же месяцем уже произносит отдельные слоги. Далее путем подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи и к концу года появляется первое слово. Преддошкольный этап. С появлением первого слова начинается второй этап развития речи ребенка – преддошкольный этап. В этот период ребенок много повторяет за взрослым и обращает внимание на артикуляцию. Слов еще не хватает, и они являются многозначными. Так, произнося слово «мама», малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно - на руки, а может, следует помочь ему что-то сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика и т.д. На протяжении второго и третьего года жизни происходит интенсивное накопление словаря ребенка. К концу третьего года начинает формироваться грамматический строй речи. Дошкольный этап. На третьем этапе речевого развития у детей еще может присутствовать неправильное звукопроизношение. В период от трех до семи лет у ребенка формируется фонетическое восприятие, так же продолжается быстрое пополнение словарного запаса. Параллельно развивается грамматический строй речи. В дошкольный период ребенок овладевает связной речью. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. Школьный этап. На школьном этапе ребенок начинает осознано усваивать речь. Теперь ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьный период ребенок активно общается со сверстниками, что способствует расширению словаря и кругозора. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
"Диалог поколений" - как понять детей, представляющих другие поколения Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребенком" Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям Рекомендации родителям. Как построить благоприятные взаимоотношения со своими детьми. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены