РАЗРАБОТКИ
|
Организация работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языкаВ наши дни проблематика образования детей с ограниченными возможностями здоровья предельно остро стоит перед педагогическим сообществом в связи с негативно прогрессирующей статистикой детских заболеваний и случаев инвалидности. Школа – ответственный этап развития и социализации детей, в частности «особенной» категории учащихся. Это связано с тем, что в образовательных учреждениях начального и среднего звена подростки получают необходимые навыки для развития и адаптации в современном обществе. Категория школьников с ограниченными возможностями здоровья включает детей с разными нарушениями развития: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат, речь, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Одним из превалирующих векторов целостной самоидентификации ребёнка как личности и интеграции его в социуме является развитие речи наравне с базовой ступенью коммуникации. Прежде всего, задачам развития речи в рамках школьного курса отвечают такие предметы, как русский язык и литература, а основные виды работы по формированию речевого фундамента считаются изложение и сочинение. Однако системный подход к оценке осмысления учениками языкового и референтивного материала не может эффективно расцениваться в связи с индивидуальностью каждого ребенка [1]. У многих обучающихся, относящихся к категории ОВЗ, может наблюдаться недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение трудоспособности и отсутствие самостоятельности. На основании чего можно утверждать, что исследование и применение форм, методов и приемов активного обучения является одним из необходимых инструментов повышения эффективности коррекционно-регулятивного процесса во взаимодействии учитель-ученик. При этом, учитель может разграничивать стимулирующую, направляющую, обучающую помощь в образовательной деятельности [3]. Целевая фокус-группа коррекционно-регулятивной работы – учащиеся 5-9 классов с ОВЗ. В зависимости от образовательной ступени школьников дифференцируется форма подачи и сложность материала. Речевая деятельность детей с ОВЗ имеет ряд характерных особенностей, в регуляции которых необходим углубленный подход: небольшой словарный запас, трудности в овладении грамматическим строем речи, исключительное формирование словообразовательной языковой системы, позднее овладение способностью осмыслять и понимать речь как особого рода действительность, отличную от предметной и т.п. [4]. Организация работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья на лингвистических уроках, несомненно, должна предполагать активное взаимодействие всего класса, а также учитывать концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики, базирующихся на психологическом принципиальном подходе к речевой деятельности как поликомпонентной структуре, которая, в свою очередь, дифференцируется на семантику, синтаксис и лексику. Сопутствующими задачами являются повышение самооценки ребёнка, расширение его кругозора, мотивация к учёбе и привитие интереса к образовательной деятельности посредством положительного опыта. Стоит отметить, что стимулы привлечения детей к учёбе разнообразны, а категория детей с ОВЗ довольно чутко реагирует на нестандартные виды работ, непривычные, необычные, отличающиеся от обыденной повседневности, активно и эмоционально отвечают на это. Также похвальная рефлексия и эмпатия со стороны учителя придает им дополнительный стимул. Эмпирическая база по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках урока русского языка должна включать программные материалы по формированию анализаторского навыка сопоставления речевых единиц: слова, словосочетания, предложения, обозначения семантических текстовых границ, а также умения самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать, работу по нивелированию дисорфографи, аграмматизма согласования и управления, тавтологий и нарушения порядка слов. Помимо этого, коррекционное развитие учащихся с отклонениями здоровья предполагает формирование умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения, грамотное использование деформированных предложений и текстов, анализ типизированного повествования, рассуждения и описания, а также совершенствование методов и приёмы мыслительной обработки текстов. Занимательные упражнения по типу шутливых загадок, шарад будут наиболее эффективны в 5-6 классах. Например: «В поиске окончаний» (работа с афоризмами, пословицами и поговорками), «Какое слово лишнее?» (логические исключения слов), «Кто больше?» (фантазийная игра на модерирование слов), «Неудачная цитата» (аналитико-речевое упражнение: поиск неподходящих фраз в тексте, замена на нужные). Ещё в XIX веке русский педагог К.Д. Ушинский рекомендовал содержательно включать элементы занимательности, создавая игровую атмосферу и деформализируя серьезный учебный процесс [5]. Примерами занимательных занятий будет цикл уроков-путешествий, игр, викторин, встреч, сюжетов, защиты творческих проектов с привлечением образов литературных персонажей. Письменная и структурированная устная речь представляет собой сложнообразованный процесс с пересечением разновекторных операций, с трудом поддающихся для понимания детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития. Письменная работа предполагает в 5-9 классах осуществление последовательного фонематического анализа слов. Предлагаемое упражнение – систематическое списывание слов и текста с пропущенными проблемными буквами и структурными словами. Этот вид работы учит вниманию ребенка, а также формирует визуальную память при занятиях со своим же ошибками [2]. Преподаватель также должен работать с отступлениями от норм русского языка в речи учащихся, которые порождают ошибки и недочёты. Этот «отрицательный языковой материал», роль которого, по мнению Л.В. Щербы, «громадна и не оценена в языкознании», представляет большой интерес и для методики как для перспективной практики [6]. Обычно речевые ошибки у учащихся присутствуют в случаи непонимания лексического значения слова или грамматического значения словоформы. К данным ошибкам относятся употребление слова в несвойственном ему значении, смешение паронимов, неоправданное употребление просторечных и диалектных слов, смешение видовременных форм глагола и др. Уроки русского языка с детьми с ОВЗ необходимо наполнять упражнениями на изучение лексики и семантики, поскольку это напрямую сказывается на формировании коммуникативных умений и навыков ребёнка. Самостоятельное сочинение детей, свободное применение монологов и диалогов в речи положительно влияет на знание смысловых понятий структурных единиц языка, а также грамотное употребление их совокупности в локальных контекстах. Учитель предлагает для работы детям планы сложных предложений или текста, которым они стараются следовать с дополнительной подсказкой или помощью. Без систематического контроля с подробным анализом и коррекционных индивидуальных занятий нельзя достигнуть хороших результатов. У детей с ОВЗ наиболее развито наглядно-образное мышление. В эпоху клипизации сознания подростков эффективны уроки с применением наглядных материалов и внедрения технических практик: схемы, таблицы, памятки, инфорграфика. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности. Для детей с ОВЗ необходимо снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий. Использование информационно-коммуникационных технологий не стоит исключать из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ. Данная категория учащихся может при написании текстов и выполнении заданий использовать компьютеры. Пример: ребенок медленно пишет сочинение, при использовании печатного набора текста он успешнее справляется с поставленной задачей. Чтобы отследить положительную динамику в продвижении ребёнка и выявить пробелы в знаниях можно использовать диагностическую таблицу. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника. Для предотвращения перенапряжения детей и повышения качества их работоспособности, необходимо использовать интервальные методов работы с включением физической минутки со стихотворным уклоном на изучение правил и норм русского языка. Результат: выплеск негативной энергии ребёнка с речевой пользой по тренировке памяти. Также стратегически важным является умение детей работать со справочной литературой, словарями. Подобный вид познавательной деятельности в игровом квест-формате может наиболее эффективно воспринят учащимися с ОВЗ посредством чередования умственной и практической деятельности. Подводя итог, стоит отметить, что в программах по общеобразовательным предметам учителю русского языка и литературы для учащихся 5-9 классов с ОВЗ необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые (для всех) и минимально необходимые (для целевой категории). Подобный подход позволяет индивидуализировать работу с детьми с особенностями в развитии и добиться лучших результатов по усвоению культуры речи.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены