РАЗРАБОТКИ
|
Формирование и развитие познавательного интереса у младших школьников с нарушениями слуха как основы познавательных учебных действийПознавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремление к эффективному овладению знаниями, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Познавательный интерес детей с нарушениями слуха. Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом все более возрастают. Тогда как школьники с нарушенным слухом в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с проблемами в развитии - это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов, и вместе с тем наличие потенциальных возможностей (в частности, творческий потенциал). Познавательная активность у школьников с нарушениями слуха проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной учебной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения - только внешняя. Как правило, у них отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием. Вследствие неудачного опыта пребывания в школе происходит накопление отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации, появляется равнодушие к учебным занятиям. Методы, приёмы, средства формирования и развития познавательного интереса Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как учебное содержание, методы и приёмы обучения, формы организации учения. По мнению Г.И. Щукиной «стимуляция познавательных интересов школьников… поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую, неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления пред тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику…». Н.Г. Морозова обращает внимание на то, что систематически организуемая деятельность по типу поиска и вовлечение учащихся в активную, самостоятельную творческую деятельность обеспечивает воспитание интереса. Необходимость формирования познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности. Как известно, развитие и коррекция познавательной сферы ребенка с нарушенным слухом включает развитие и коррекцию его сенсорного интеллектуального развития, мнестической, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции. Известно, что интеллектуальное развитие глухого ребенка осуществляется через развитие психических процессов. При этом особое внимание уделяется развитию мышления как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и словесно-логического, формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. В качестве примеров можно привести задания, которые используют учителя на уроках математики. Дорисовывание картинок. Включается в игре детское воображение. Учитель показывает часть рисунка, ученикам задается вопрос: «На что похожи рисунки?». Затем ученики дорисовывают.
Игра «Придумай различные назначения предмету». Учитель демонстрирует ученикам платок (или другой предмет) и предлагает подумать, показать, как можно использовать платок. Ученики предлагают свои варианты использования платка и демонстрируют это на своих примерах. Например: Платок можно использовать как шарф. Можно надеть на голову или использовать как одеяло, подушку, ковер, пеленку, пояс, скатерть, передник или как повязку и т. д. Свои действия с платком ученики оречевляют. Задания на развитие различных аспектов памяти. Развитие аудиальной памяти «Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причём каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним своё слово. Развитие внимания. Задания «Найди ошибку». Учитель преднамеренно допускает ошибку в записи числа, месяца, дня недели или другого речевого материала из содержания урока и предлагает ученикам внимательно прочитать, найти и исправить ошибку. Это задание используется на хорошо знакомом речевом материале. Повышение интереса, стимулирующего познавательную активность школьников, может быть осуществлено и при дидактически обоснованной организации различных форм учебной деятельности школьников. Например, при проведении нетрадиционных уроков: урок-турнир, урок-аукцион, урок-Брейн-Ринг, урок-концерт, урок-путешествие, урок-семинар, урок-диспут, урок-форум, урок - круглый стол, урок - заочная экскурсия, урок-телемост. Чтение книг, просмотр познавательных телепередач, экскурсии и походы, посещение совместных мастер-классов, совместные настольные интеллектуальные игры , эмоциональное обсуждение происходящих событий, включение ребёнка в эти обсуждения и т.д.. Ребёнок может и должен принимать в них посильное участие, родители закладывают основу для последующего развития познавательных интересов, познавательной деятельности в школе. Известно, что познавательная активность детей с нарушениями слуха развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения, чему способствует игровая деятельность. Вопросы по применению и организации игровой деятельности во время уроков с детьми с нарушениями слуха более подробно рассмотрены в работах Е.Г. Речицкой [21]. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Руководствуясь игрой, учитель сохраняет самостоятельность детей, развивает их инициативу, фантазию. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Например, игра «Послушай и запомни». Работа ведётся только на словесном материале, с использованием табличек и устного проговаривания. К любой игре стараюсь подойти творчески, тщательно продумывая игру, адаптируя к своим детям. Вывод Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий, взаимодействие семьи и школы, развитие психических процессов, выбор форм обучения, создание положительной эмоциональной обстановки, содержание учебного материала.
Приложение Дидактические игры могут быть направлены на закрепление знаний по математике ("Живые числа", "Веселый счет", "Волшебный квадрат", "Арифметические цепочки" и др.), по русскому языку ("Лото", "Часы", "Волшебные яблоки" и др.), по ознакомлению с окружающим миром и природоведению (кроссворды "Животные", "Планеты солнечной системы", игра-упражнение "Что бывает весной" и др.). Для преодоления трудностей в процессе восприятия, анализа, неумения выделять основные элементы предмета, соотносить их в пространстве, складывать целое из частей, я часто использую разрезные картинки. Например, игра «Разрезанные буквы». Детям очень трудно узнавать предметы на ощупь: определять форму, температурные свойства, фактуру материалов. Поэтому, я использую следующие игры. Игра “Что лежит в мешочке» Цель: учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов – названий предметов, величины, формы, а при обучении грамоте – проговаривание букв. При затруднениях в назывании дети всегда пользуются табличками. Игра «Холодно-горячо». При изучении темы по развитию речи «Теплый, холодный, горячий» дети с удовольствием играли в эту игру. Сначала дети прикасались к каждой бутылке с водой, им предъявлялась табличка со словом. А затем вода переливалась в чашки, и дети определяли, из какой бутылки налита вода в каждой чашке. Игра «Ощупай и слепи». Эту игру я использовала при изучении темы «Овощи и фрукты», «домашние и дикие животные». Цель игры: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета. Ребёнок ощупывает в мешочке предмет и лепит такой же. А потом мы сверяем его по образцу и называем. Игра «Угадай на ощупь». Эту игру я использовала при изучении темы «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные». Цель игры: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета. Ребёнок ощупывает трафарет предмета и называет его. У детей наблюдаются особенности восприятия цвета, формы, величины. Я стараюсь на уроках проводить множество игр на развитие восприятия. Игры подбираю по принципу от простого к сложному, например, по цвету. Дети сначала учились отличать цвета, узнавать их, затем классифицировать предметы по цветовому признаку, наконец, использовать заместители. Игра «Шарики» (подбирать к шарику ленту такого же цвета) Игра «Цветные картинки» (подбирать к предметам заместители по цвету) Игра «Три медведя» (выделять величину предмета) Образная, предметная память у слабослышащих детей с комплексными нарушениями развита неплохо. Они способны запоминать предметные изображения и их местоположение в таблице, узнают знакомые игрушки, замечают их замену.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены