РАЗРАБОТКИ
|
Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины "Русский язык" в системе СПОВ системе среднего профессионального образования дисциплина «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО. К сожалению, студенты приходят в учебные заведения с низким уровнем знаний в области знаний по дисциплине «Русский язык». Это касается не только освоения орфографии и пунктуации, но и умения применять полученные знания в устной речи. В.В. Путин пишет: «Русский язык для нас — язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя. Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать многообразие языкового и культурного пространства России и мира, ценности национальной и мировой культуры, знать о роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной реализации, для овладения будущей профессии, самообразования и социализации в обществе. Частой практикой преподавания дисциплины «Русский язык» является тотальная проработка правил и применения их в текстах (диктанта, изложения, упражнения), но, к сожалению, при этом часто отсутствует речевая практика. Современные студенты испытывают трудности в коммуникации. Обучающимся сложно формулировать свои мысли в устной речи, не используя разговорную лексику и слова-паразиты. Итогом является выход студентов-выпускников в жизнь с отсутствием элементарных коммуникативных умений. Согласно ФГОС, сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – необходимо научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни. В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия, которые были введены ФГОС: а) Личностные: формирование основ гражданской идентичности, правосознание, межличностные отношения. б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат. в) Коммуникативные: умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты, речевая деятельность. г) Познавательные: смысловое чтение и осознанная работа с информацией, проектно-исследовательская работа, изучение различных действий и операций и умение применять их на практике. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В рамках образовательный проекта «Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» в системе СПО были поставлены две конкретные цели.
Каким образом можно добиться реализации данных двух целей? В рамках преподавания дисциплины «Русский язык» в системе среднего профессионального образования имеются 5 уроков в неделю. Из них 1 урок был определен на уроки развития речи. Занятия по развитию речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» - это уроки, на которых студенты применяют полученные знания на практике, которая носит практический характер. На уроках студенты обучаются всем видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Как проходят данные занятия? На каждое занятие по развитию речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» студентам заранее задаются темы докладов (речей), которые они должны подготовить в качестве домашнего задания. Выявлены критерии выступления: А) Раскрытие темы. Б) Логичность (цельность, непротиворечивость, аргументированность, отсутствие логических ошибок). В) Оригинальность подачи материала. Г) Самостоятельность в подготовке текста выступления. Д) Выразительность, богатство, уместность речи. Е) Техника речи (дикция, интонация, громкость, темп). Ж) Соблюдение норм литературного языка. З) Манера поведения, использование невербальных средств. Что касается хода урока, то здесь необходимо обратить внимание на практическую (основную) часть занятия. В основную часть занятия входят выступления всех студентов. То есть каждый студент должен выступить устно перед группой. В конце занятия студенты подводят итоги урока, анализируются достоинства и недостатки выступлений. Уроки развития речи в рамках дисциплины «Русский язык» проходят по календарно-тематическому плану. Данная форма проведения занятий позволяет активизировать деятельность студентов, тем самым урок начинает носить практико-ориентированный подход. Образовательный проект «Уроки развития речи в рамках преподавания дисциплины «Русский язык» предусматривает достижение результатов, прописанных в ФГОС. Студенты на занятиях начинают осознавать ценность русского языка, учатся соотносить и оценивать свою речь и определять, как выбор лексических средств может продемонстрировать интеллектуальное и духовное развитие носителя языка. В связи с этим на занятиях по развитию речи студенты самостоятельно осваивают специфику формирования речи. Речь каждого человека индивидуальна и зависит от условий развития в детстве, от прочитанных книг, окружения, воспитания и мировоззрения в целом. Каждому студенту есть чему научиться на занятиях. Предметными результатами обучения по дисциплине «Русский язык» в данном контексте становятся:
Все вышеперечисленные требования ФГОС нашли свое отражение в данном образовательном проекте в качестве методики преподавания русского языка. В рамках проекта студенты работают с текстами разных стилей в зависимости от заданий (официально-деловой, художественный, публицистический, научный, разговорный стиль). Благодаря широкому выбору тем, студенты расширяют свое мировоззрение и узнают новую информацию, связанную с историей и культурой русского народа и окружающего их мира. ФГОС акцентирует внимание на результаты изучения предмета «Русский язык». Итогом изучения курса «Русский язык» является:
В процессе работы студенты овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, а также нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. На данных уроках русского языка студенты имеют возможность сформировать универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов программы СПО: умение формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников и др. Это даёт основание говорить о метапредметности в изучении русского языка. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. В рамках образовательного проекта студенты пишут тексты на различные темы, которые могут быть взаимосвязаны с разными предметами. Темы имеют прямую связь с жизнью, являются актуальными. Данный вид работы позволяет студентам раскрыть свой внутренний мир, поделиться взглядами на жизнь, осветить тот или иной вопрос по-своему. Данный образовательный проект может быть реализован во всех субъектах Российской Федерации на таких дисциплинах, как «Русский язык», «Культура речи», «Иностранный язык», а также при формировании кружкой и секций по развитию речи в учебных заведениях. Также проект может быть реализован как в школах, так и в колледжах. Список использованной литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены