РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование экологической культуры на основе системного подхода

«Воспитывать не значит только выкармливать вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?»
В.И. Вернадский

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Одним из элементов экологической культуры является отношение к миру природы. Педагогу надо знать, почему одни дети относятся с большей любовью и интересом к природе, не совершают отрицательных поступков, а другие ведут себя иначе.

Природа окружает абсолютно всех детей с ранних лет, обогащая их душу полными, верными и яркими образами. Познание природы должно будить детскую мысль, способствовать развитию творчества и самостоятельности, учить вдумчивее относиться к природе. Для этого необходимо открывать книгу природы ребенку как можно раньше. Важно, чтобы каждый день приносил что-то новое, каждый шаг был путешествием к истокам мышления и познаний красоты природы.

Однако педагогу надо понимать, что одних научных знаний о природе, если они не будут сочетаться с практическими делами, еще недостаточно. Важно не пассивное любование красотами природы, не сожаление по поводу того, что не делается, а активное, действенное участие в ее сохранении и улучшении. Большими возможностями располагает такая форма обучения, как ролевая игра. Именно ролевая игра ставит каждого учащегося в условия самостоятельной работы, позволяя проявить истинную организованность и творческий подход к делу. Основной прием обучения в условиях ролевой игры –развитие умений перестраивать, перегруппировывать понятия, представления, факты с целью конструирования не учебного ответа, а специального сообщения от лица исполняемой роли. Участие в ролевой игре требует от учащегося использования приемов функционального и эмоционального общения в процессе овладения знаниями.

Надо всегда помнить, что каждое знакомство с природой- это урок развития детского ума, творчества, прекрасного чувства. Необходимо создавать условия для того, чтобы своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействовала на ребенка, вызывала у него удивление, радость, желание больше узнать. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей обеспечивает доступность ее понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности.

Это должно проявляться в развитии логичности и самостоятельности мышления. Только так личностная компетенция будет обеспечивать интеграцию в окружающей действительности.

Экологическая культура будет эффективно развиваться на уроках, во внеурочное время, если её правильно преподносить для учащихся. Для этого необходимо:

  • уроки проводить непосредственно на природе, так наглядные примеры хорошо запоминаются и оцениваются детьми;
  • использовать различные виды творчества;
  • воспитывать чувства единства и целостности с природой;
  • заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения;
  • принимать активное участие в защите окружающей среды.

Таким образом, формирование экологической культуры школьников должно происходить в процессе воспитания. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа".

Я думаю, что экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и будут им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены