РАЗРАБОТКИ
|
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школеФедеральные образовательные стандарты задают новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, включающих в себя не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные достижения ребёнка. Я расскажу о процессе формирования в начальной школе метапредметных учебных действий и мониторинге развития УУД. Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Выйти на высокий результат в образовательном процессе учителю может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития метапредметных универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг помогает педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа.
На этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в данных условиях. Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы. В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части показателей). С 1 по 3 класс происходит увеличение числа УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4 классе.Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса. Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы. Федеральными научно-методическими центрами разработаны важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся. Это интегрированные и комплексные работы, которые наряду с предметными результатами, проверяют и оценивают развитие метапредметных УУД. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в марте. На 3-4 неделе обучения первоклассников проводится педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению. Со 2 по 4 класс мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года. Процедура обработки результатов диагностики максимально упрощена. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа . Сейчас на примере педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению и мониторинга развития УУД в конце 1 класса я продемонстрирую, как прослеживается развитие УУД. и какую роль играют результаты мониторинга в анализе метапредметных УУД. Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в таблицы. Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. – частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности. Сводная таблица позволяет определить:
После педагогической диагностики развития УУД в конце 1 класса для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные карты. Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты мониторинга, проведённого в сентябре, и результаты мониторинга, проведенного в марте. Если ребёнок с хорошими показателями справился с заданиями мониторинга на уровне ниже базового, это не может не вызвать обеспокоенности учителя. Были на то какие-то причины. Значит такому ученику нужна комплексная педагогическая помощь. И напротив, если ребёнок с низкими показателями показывает базовый или очень близкий к базовому уровень сформированности метапредметных УУД, можно говорить о раскрытии потенциала учащегося. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях класса и об особенностях каждого ребенка. Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:
Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной работы. Приложение Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены