РАЗРАБОТКИ
|
Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных действий через групповую работу в начальной школеВ условиях активного внедрения ФГОС нового поколения, необходимо начать формирование коммуникативных компетенций у младших школьников, побуждая к осмысленному общению, через групповую практическую работу. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Не смотря на это, современное образование до сих пор нуждается в разработки конкретных методик и рекомендаций по развитию метапредметных навыков, коммуникативных универсальных действий. Формировать необходимые коммуникативные навыки и умения необходимо начинать еще до прихода в первый класс. В дошкольном возрасте у детей ведущий вид деятельности – игра. Любая игра требует от ребенка умение договариваться, сотрудничать, распределять роли, другими словами игра формирует коммуникативные способности. Как показывает практика и анализ опыта других учителей в первом классе классный руководитель сталкивается с проблемой сформированности коммуникативных УУД у первоклассников. Учащиеся не умеют взаимодействовать друг с другом, распределять роли, договариваться, работать совместно над общим заданием. Таким образом, необходима специальная педагогическая деятельность, направленная на формирование коммуникативных УУД младших школьников, которая может заключаться в организации групповой и парной работы на уроках. Недостаточность сформированности коммуникативных УУД во многом зависит от некоторых факторов:
(Децентрация - это восприятие мнения, отличное от собственного. Пиаже Ж.) Видами коммуникативных действий являются:
Формировать коммуникативные умения необходимо начинать с работы в парах определенными этапами. На первых порах - это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Дети знакомятся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, дети учатся как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе. Важным моментом для отработки способов взаимодействия и установления отношений между участниками совместной деятельности в паре является организация парного контроля, который может осуществляться в разной форме. Поэтому следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Одной из форм может быть следующая: ученики, получая задание под одним и тем же номером, действуют так: один ученик - исполнитель - должен выполнять это задание, а другой - контролёр - должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролёра имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем - становится контролёром, а контролер - исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль над ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, необходимой для безошибочного выполнения предложенных заданий, но и решить ещё одну важную задачу: учатся взаимодействовать в паре. Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.) Не нужно изобретать велосипед, т.к. задания для парной работы тщательно продуманы авторами учебников. Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе, так как одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных УУД является организация групповых форм занятий. В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся, составлять задания для совместного поиска решения, распределять роли и организовывать коммуникацию между группами. Итогом групповой работы должна стать рефлексия учебной деятельности. В группах дети работают наиболее заинтересованно, учатся обмениваться информацией. У них вырабатываются навыки сотрудничества. Работа в группах должна быть систематической, применяться на разных занятиях: урочных и внеурочных. Именно в групповой работе можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения. Увлекательным приемом организации групповой работы является, введение правил работы группы:
Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно. «Зеркало» - класс делится на пары, а затем в паре выбирается ведущий, который показывает движение, а партнер должен повторить, то что ему показали; затем работа усложняется класс делится на группы, и группа выбирает ведущего, который показывает движения, а группа за ним повторяет. «Попугай» - работа в парах, один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями. «Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками; затем работа проводится в группах, указывая на то, что если кто-то будет не участвовать, наш «мостик» сломается, он не сможет быть крепким. «Равновесие» - участники удерживают равновесие, стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук. «Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Данное упражнение учит не только работе в группе, но и повышает эмоциональный настрой, настраивает на положительную работу в паре. «Собирание картинки по словесной инструкции». У одного ученика в паре (в группе) имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера (членов группы) – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер(члены группы) как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами. Для того чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Мы с ребятами используем следующие роли:
Не стоит при организации групповой работы: принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один (а в каждом классе есть такие); давать для работы более15–20 минут в 1–2 классах, более 20–30 минут в 3–4 классах; требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда (используется колокольчик); наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Существуют следующие виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них. 1. «Мозговой штурм».
2. Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном). 3. «Охота за сокровищами». Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник. 4. «Снежный ком». Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе. 5. Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы. 6. Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Повышается уровень учебной и познавательной мотивации, снижается уровень тревожности, улучшается психологический климат в классе. Овладение обучающимися коммуникативных УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их взрослой жизни.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены