РАЗРАБОТКИ
|
Формирование коммуникативных УУД в начальной школеВ любом жизненном деле людям приходится общаться, обмениваться информацией, договариваться, находить выходы из сложных ситуаций и тому подобное. Без общения практически невозможно провести нормально ни одного дня. В наше время важнейшей задачей педагога становится формирование универсальных учебных действий у обучающихся младших классов, особенно их социализации и умению выстраивать отношения с окружающими людьми. В практике школы, как показывают исследования, обучающиеся начальных классов сталкиваются с трудностями коммуникативного характера в процессе обучения. Недостаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации обучающимися, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Выпускник начальной школы должен уметь работать в группе, в паре, уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать её, свободно высказывать своё мнение и участвовать в обсуждении реальных проблем. Но, как показывает практика, не каждый ученик овладевает культурой письменной и устной речи и другими видами речевой активности. Поэтому следует на каждом уроке посвящать этому аспекту достаточное количество времени. К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:
Одним из эффективных методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются игры и упражнения. Проанализировав специальную литературу и опыт других учителей, стараюсь на своих уроках и во внеурочной деятельности применять не которые из них: «Разгадывание друдлов» Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Но у этого упражнения есть другая сторона. Оно помогает детям не бояться высказывать своё мнение (оно в любом случае будет верным), участвовать в коллективном обсуждении, понимать возможность существования различных точек зрения, интересоваться мнением других.
Тимбилдинг Детский тимбилдинг – это игра, направленная на развитие способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды.Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Упражнение «Карандаши» Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Игра учит доверию, формирует стрессоустойчивость, умение работать слаженно в команде, где каждый отвечает не только за себя, но и за других. Упражнение «Случай» (10 мин) Цель: содействие пониманию, что негативное эмоциональное состояние участников конфликта однозначно воспринимается всеми окружающими (и самими ребятами, которые видят конфликт, запечатленный на фото). По фотографии с изображением конфликтных ситуаций, командам необходимо составить рассказ согласно предложенной таблицы. Вопросы задания:
Упражнение учит распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стили поведения в конфликтных ситуациях, знать способы преодоления коммуникативного барьера. Игра «Волшебные конфеты» Цель: научиться видеть в себе и в других людях хорошее, принимать правильно похвалу. Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… Примеры высказывания детей: пусть они избавятся от болезней, пусть все долго живут, пусть у всех будет дом, пусть все дружно живут, пусть все будут счастливы. Упражнение «Комплименты» Произвольно выбираются две пары. Им предлагается принять участие в соревновании» Кто больше скажет комплиментов». По сигналу ведущего один из партнёров в паре начинает говорить комплименты другому. Остальные участники делятся на две группы. Первая внимательно следит за тем, чтобы комплименты не повторялись, иначе будет защитан проигрыш, вторая― за тем, чтобы комплименты будут «качественными». Если упражнение затягивается, ведущий может остановить его для последующего обсуждения. Участники пытаются описать свои ощущения: испытывали ли они неловкость? Почему? Упражнение «Рукавички» Цель: обучение эффективной совместной деятельности. Необходимый материал: вырезанные из бумаги рукавички по количеству участников игры. На каждой паре контуры различного орнамента. Наборы красок, фломастеров, мелки, кисти. Рекомендации по развитию коммуникативных учебных действий:
Использованная литература.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены