РАЗРАБОТКИ
|
Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления на уровне начального общего образованияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет цели современного образования как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), освоение в познании мира. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить и решать учебные проблемы, осуществляя для этого необходимые логические операции, поиск, структурирование, моделирование нового знания, иначе говоря – формирование умения учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [1] Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД, одно из составляющей которых на этапе начального общего образования являются познавательные УУД. Они обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема подбора методов, средств и приемов для формирования умения учиться, для успешного владения новыми знаниями. Большинство учеников до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления. Познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием познавательных УУД и многообразных личностных отношений. Анализируя проблематику формирования познавательных УУД младших школьников, можно сказать, что разработан большой объем теоретического материала, который может служить основой работы педагогов школы по решению данной проблемы. Но, не смотря на это, мы видим, что существует проблема практического внедрения знаний в работу школы. Отсутствуют конкретные механизмы работы по решению данной проблемы, к тому же, данные теоретические разработки несколько устарели в связи с меняющейся ситуацией в современном образовании. [4] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что новые требования к образованию не могут быть осуществлены в полной мере с помощью существующих подходов. Встает вопрос об изменении направлений в современном образовательном процессе в школе. Процессы получения знаний и формирования УУД органично связаны между собой. Усвоение нового знания необходимо организовать с опорой на деятельностные технологии, способствующие формированию УУД. В более узком значении Александр Григорьевич Асмолов определяет этот термин как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. [2] Прежде всего, через формирование УУД в системе образования обеспечивается развитие личности, где они выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Согласно ФГОС НОО познавательные УУД – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром. [1] Александр Григорьевич Асмолов подразделяет познавательные УУД на: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы, что необходимо на каждом уроке в начальной школе. [2] Одним из компонентов развития познавательных УУД, посредством которых «закладываются» компетенции в образовательном процессе, являются деятельностные технологии обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Данная технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как:
Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия. [6] При прохождении всех фаз данной технологии будут формироваться такие познавательные УУД, как: поиск, получение и использование информации; осознание познавательной задачи; чтение и слушание с извлечением нужной информации, соотнося её с имеющимися знаниями, опытом; фиксирование информации разными способами; понимание информации, представленной в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; использование различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике;нахождение в них нужных сведений; выполнение логических действий с учебным материалом: проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; подведение под понятие, доказательство, выделение выводов и т.д. Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательные УУД. Поэтому, работая в русле критического мышления, необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем Развитие гибкости у школьников разных возрастных категорий Консультация для родителей «Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей» Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены