РАЗРАБОТКИ
|
Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературыВ современном обществе, прошедшем через многие кризисные явления, среди значительной части обучающихся обостряются межличностные конфликты, проявляется бездуховность, отсутствие чуткости, доброты. Одной из причин этого является дезориентация духовных и нравственных идеалов, поэтому на первый план выходят вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения. Известно, что нравственное воспитание есть процесс целенаправленного развития ценностных отношений воспитанника к обществу, к окружающим. Данный процесс глубоко индивидуальный и основывается на единстве чувств, знаний, поведения. Об особенностях формирования нравственных основ личности, базовых ценностных ориентаций речь идёт в работах В.А. Сухомлинского. На мой взгляд, именно это та педагогическая система, которая помогает возродить человека. Анализ многогранного педагогического творчества В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что процесс развития нравственных чувств осуществлялся им путём непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребёнка через её актуализацию. По моему мнению, актуализация эмоциональной сферы может стать действенным средством на уроках русского языка и литературы. Среди разнообразных форм, применяемых мною, есть и те, которые помогают сделать обыкновенный урок русского языка «уроком доброты» или «уроком добрых дел». Предлагаю некоторые направления работы, которые, на мой взгляд, реализуют целеполагания современного урока, в том числе, его воспитательную составляющую. Природа-основа основ. Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе со школьниками я использую как образные примеры в целях нравственного обогащения и умственного развития. Ещё один приём: речетворчество как деятельность (сочинение сказок, загадок). Нельзя не обратить внимания на положения В.А. Сухомлинского о том, что открытия детей начинаются со знакомства с разными жанрами устного народного творчества. Большой интерес у детей вызывают загадки своей иносказательностью изображения реального мира, поэтому моделированием их занимаемся на некоторых уроках русского языка и литературы. Для сопереживания и размышления Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он отмечал: «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу». С обучающимися 7 класса при изучении тем «Причастие как особая форма глагола», «Деепричастие как особая форма глагола» сочиняли сказки, в которых героями были эти особые формы глагола. На уроках русского языка уместно использование литературных миниатюр В.А. Сухомлинского. «Нравственный кодекс Человека» - именно так могут называться упражнения на основе данных текстовых материалов. Методика работы с ними сводится к тому, что обучающимся предлагается восстановить пропущенные при чтении слова или словосочетания, исходя из логики развития событий и характеров. Литература и язык всегда были, есть и будут, говоря словами Чехова, «уставом нравственного строительства», то есть способствуют воспитанию человеческого в человеке. С этой целью в своей работе я использую литературные миниатюры Сухомлинского в виде дифференцированных текстов. Огромные воспитательные возможности заключены в произведениях В.А. Сухомлинского, которые я использую на уроках литературы. Неизгладимый след в душах девятиклассников оставляет рассказ «Железный комиссар». Этот рассказ повествует о величии, благородстве, нравственной красоте главного героя. Его нравственная красота-не отказ от личного счастья во имя гражданского долга, а основа личного счастья. Подростки высказываются по предложенным вопросам: «Какое впечатление произвёл на вас рассказ?», «Согласны ли вы с тем, что нравственно красивые люди-это счастливые люди? Аргументируйте». В работе я стараюсь добиваться, чтобы обучающиеся задумывались над тем, о чём идёт речь на уроке, так как чувство восхищения невозможно без самостоятельного мнения, без моральной оценки фактов. Я пытаюсь добиваться, чтобы ученик умел задумываться над сложными проблемами: долг перед Родиной, верность убеждениям, долг и личное счастье, верность слову. И в этом мне большую помощь оказывают произведения В.А. Сухомлинского. Научные исследования психологов, социологов показали, что уровень воспитанности обучающихся недостаточно высок, а вместе с тем и снизился интерес к школьным предметам. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающего поколения должно стать основным приоритетом, а главной тенденцией школы - превращение школы в воспитывающую организацию. Именно эту идею о преимущественном значении воспитания поддерживал В.А. Сухомлинский: «Учение-это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». Практическая реализация воспитательной функции школьного филологического образования-реальный инструмент успешной самореализации и социализации обучающихся. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены