РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

За время работы в школе мною накоплен пусть небольшой, но все же опыт педагогической работы. В последние годы наблюдается отсутствие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы. Именно поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. Для этого я готовлю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями, грамматические таблицы, схемы),выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. 

Могу сказать, что за годы моей работы в школе сложилась определенная система проведения уроков, внеклассных мероприятий, факультативных и консультационных занятий, но, как и каждый учитель, я всегда нахожусь в творческом поиске, цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление изучать предмет, узнать данный предмет глубже.

В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки. Уроки комбинированные и условно- комбинированные.

Каждый урок начинается с организационного момента, на котором сообщаю его цель. Осознание цели позволяет активно включаться в работу. Большое значение уделяю повторению пройденного материала , для этого ввожу дополнительные задания на повторение изученного. Практически на каждом уроке проводится словарно- орфографическая работа, которая также служит закреплению орфографических навыков. Далее идет объяснение нового материала. Мыслительная и познавательная деятельность активизируется при создании проблемных ситуаций , например, в виде опорных схем.

Тема урока: «Образование глагола прошедшего времени»

Ребята сами могут ответить на вопрос: как образуется этот глагол, глядя на таблицу.

Для этого вывешиваю плакат:

Правой части плаката учащиеся не видят. Работаю с правой частью. Ребята должны ответить на вопрос: слова какой части речи даны на плакате (доказать). После получения правильных ответов я сгибаю плакат, и на месте – ТЬ появляется – Л. Дети читают полученные слова. Поясняю, что получена новая форма глагола - форма прошедшего времени. Предлагаю ответить, как же она получилась. Считаю, что дети пришли к самостоятельному выводу.

Для детей с более высоким уровнем знаний разрабатываю поисковые задачи, предоставляю возможность самим исследовать новый материал и составить опорную схему или таблицу, по которой они смогли бы его объяснить. Предоставив эту возможность заметила , что не только сильные ученики справлялись с данным видом деятельности, но и к ним со своими идеями стали подключаться  и остальные учащиеся. Возникла идея работы в группе (задача на будущий учебный год). Считаю, что такие мероприятия позволяют намного активизировать познавательный процесс  и повышают процент усвоения знаний.

Большое значение придаю анализу текста. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными орфограммами. Добиваюсь четких и грамотных ответов. Тем самым усиливается, на мой взгляд, зрительное восприятие орфограмм и пунктуации.

Важную роль отвожу творчеству детей. Очень нравится учащимся 5-7 классов самим составлять небольшие рассказы. Выбирается тема, предлагаю использовать  слова на изучаемое правило. Практически все справляются с данной работой. Связно говорить и писать - это важные умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка и литературы.

На уроках стараюсь провести все виды разборов, но разбор не ради разбора, а чтобы дети видели и поняли их практическую значимость. Использую в работе игровые и занимательные моменты. В 6 классе проводили урок-игру «Страна по имени «Прилагательное» (урок-обобщение) внеклассное мероприятие «Смотр знаний по русскому языку» Дети принимали очень активное участие в данном уроке, мероприятии.

Дидактический материал подбираю, продумывая его воспитательное значение. Стремлюсь, чтобы каждое предложение способствовало развитию не только речевых и орфографических навыков, но и  воспитанию дружбы, патриотизма и трудолюбия.

Те же задачи преследую и на уроках литературы. Мой постоянный вопрос: «Чему учит нас произведение?» Ребята с легкостью находят на него ответ, потому что видят главное. Этого можно достичь, я думаю, дав выразить свои чувства через рисунки, стихи или отзывы., которые пишут дети сами.

Активизации познавательной деятельности на уроках литературы способствует и то, что мы не зацикливаемся на  одном произведении  по данной теме. Ребята ищут произведения других авторов, а, следовательно, читают больше. Конечно, я не могу сказать, что это делает весь класс, к сожалению,  дети стали мало читать. Но есть один плюс - они слушают. Может быть хоть какое-нибудь произведение затронет их души , и они прочтут его на досуге.

Работа моя мне нравится. Каждый мой урок открывает мне что - то новое. К. Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится». Так и я, методом проб и ошибок  накапливаю свой опыт, который, как я думаю, позволит моим ученикам  научиться  грамотно писать и говорить.

Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

1. Технология деловой игры

Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся позволяет повышать качество деятельности учащихся, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Результат - 100% уровень обученности на протяжении многих лет, рост качества знаний (см. форму №3).

Технологию деловой игры, как метод обучения, включаю  в учебный процесс в 5-7 классах в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии (например, проблемное обучение);
  • в качестве урока (учебного занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Значение игровых технологий в процессе познания невозможно исчерпать и оценить только лишь развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен состоит в том, что, являясь, на первый взгляд, развлечением, деловая игра перерастает в обучение с увлечением, в творчество, в осознанную мотивацию учебного труда.

Но системный анализ контрольных работ, диагностика затруднений, постоянная работа учащихся с индивидуальными орфографическими дневниками «По следам допущенных ошибок» убедили меня в том, что дети «тонут в пучине» орфографических правил, ухудшается сохранение запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним.

Для решения этой проблемы ученик должен уметь делать правильный орфографический выбор. Очень важен и эффективен в этом плане метод «Преодоления психологической интерференции при выработке навыков правописания» (автор Т.Я. Фролова, Симферополь, 1998 г.).

2. Метод «Преодоления психологической интерференции при выработке навыков правописания»

 Он основан:

  • на обобщении 72 орфографических правил в 14 тем (блоков);
  • на применении алгоритма обобщённого правила, который не превышает 3-х шагов, что позволяет легко запомнить порядок его применения, сделать оперативным самоконтроль;
  • все сводные правила подстрахованы системой мнемотехнических приёмов, обеспечивающих долговременное запоминание.

Сводные правила крепко держатся в памяти, т.к. способы запоминания представлены на любой вкус и тип мышления. Каждое свободное правило (блок) представлено в виде:

  • рассуждения, алгоритма применения правила,
  • рифмованного алгоритма,
  • лаконичной схемы,
  • рисунка, на котором в образах воспроизводится порядок применения правила.

На основе метода Т.Я.Фроловой мною разработана методическая структура уроков, эффективность использования которой подтверждается повышением уровня грамотности учащихся, развитием логики мышления.

Методическая структура современного учебного занятия на этапе изучения нового материала

5 класс
Тема: «Ь после шипящих»
Пояснение: урок в системе уроков по изучению темы «Имя существительное»; темы «Глагол», «Прилагательное» будут изучены в 6 классе, «Наречие» в 7 классе по программе В.В. Бабайцевой.

Этапы изучения темы

1. Проблемная ситуация: когда пишем Ь после шипящих?
(Слова на доске)

  • Береч..., отвечаеш..., намаж...те;
  • Вскач..., наотмаш..., сплош...;
  • Трескуч..., блестящ..., горяч...;
  • Много училищ..., мимо луж..., около дач..., плющ..., нож...;
  • Тиш..., полноч....

2. Поиск путей решения задачи:

а) Формулировка учащимися версий, предположений, одна из версий (подсказок) в случае затруднения:

- определите закономерность расположения группировки слов с точки зрения морфологии, категории числа и рода в 4 и 5 строке:

  1. глаголы;
  2. наречия;
  3. краткие прилагательные;
  4. сущ. мн. ч. ж. р. и ср. р., сущ. м. р. 1 и 2 скл.;
  5. сущ. ж. р. 3 скл.

б) Озвучивание алгоритма применения правила «Мягкий знак после шипящих»:

Алгоритм применения правила

в) Работа с рисунком. Задание: воспроизведите порядок применения правила.

Проговаривание рифмованного алгоритма:

«После шипящих – мягкий знак»,
Друзья, проверить можно так:
В глаголах и наречиях знак пишется всегда,
А в кратких прилагательных – не пишем никогда.
Существительное – «много», существительное – «мой»,
Знак не нужен никакой.
А подставь «она, одна» - мягкий знак пиши всегда.

3. Формулировка вывода:

Ь – знак грамматической формы → определи часть речи.

4. Решение проблемной ситуации – практическая работа.

Задание: переписать, вставляя, где необходимо, мягкий знак (слова на доске).

Использование в своей педагогической практике метода «Преодоление психологической интерференции при выработке навыков правописания» позволило:

  • значительно разгрузить программу;
  • опустить изучение многих грамматических категорий (без которых невозможно изучение орфографии при традиционном обучении);
  • сосредоточить усилия на формировании практических умений и навыков;
  • на этапе комплексного повторения изученного материала подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов, в т.ч. и Единого государственного экзамена по русскому языку, о чём свидетельствуют результаты сдачи промежуточной и итоговой аттестации .

3. Технология проблемного обучения как средство формирования учебно-исследовательских умений учащихся

В основу системы работы положены:

Применение технологии проблемного обучения способствует:

  • осознанию учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала;
  • созданию условий для развития умений сравнивать, анализировать, использовать научные методы познания – умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения;
  • проектированию учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках концепции проблемного обучения;
  • мотивации саморазвития личности;
  • формированию интеллектуальных способностей учащихся.

В процессе проблемно-исследовательской деятельности на учебном занятии педагог становится организатором самостоятельного познания учащихся, а опыт учащегося служит важнейшим источником учебного познания.

Схематически такой подход к обучению можно представить следующим образом:

Схема №1. Проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся

  • П – педагог
  • У – ученик
  • С – содержание обучения

Логику проблемного обучения можно представить следующим образом:

При обучении русскому языку, на мой взгляд, решение проблемных ситуаций возможно с преобладанием:

  • в 5 – 6 классах – наблюдения (при изучении темы «Правописание корней с чередованием»);
  • в 7 – 9 классах – сопоставительного анализа («Омонимия вводных слов и членов предложения»);
  • в 10 – 11 классах – глубокого анализа при переносе изученных закономерностей на более сложные языковые явления («Знаки препинания и их функции в предложении и тексте»).

В процессе использования технологии проблемного обучения происходит и усвоение нового материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся, которые свои высказывания строят по схеме:

Умение строить высказывание в форме сочинения-рассуждения является основным при выполнении части С Единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе и экзаменационной работы (часть 3) в 9 классе.

Для оценки результативности работы по технологии проблемного обучения целесообразно разделение учащихся на группы по уровням усвоения.

  • I уровень – репродуктивная деятельность;
  • II уровень – алгоритмическая деятельность;
  • III уровень – продуктивная деятельность эвристического типа;
  • IV уровень – продуктивная деятельность творческого типа.

Серьёзным достижением можно считать переход 4-х учащихся из третьего уровня в четвёртый и 2-х учащихся из второго в третий (см. диаграмму).

Диаграмма 1. Распределение учащихся по уровням усвоения

4. Технология обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной как основа формирования словесно-логического мышления

  • «Ситуация успеха» (ежеурочное озвучивание, проверка видов разборов, сделанных в домашнем задании: синтаксический разбор сложного предложения, фонетический, морфемный, морфологический);
  • Разминка:
  • скандирование недельной порции словарных слов;
  • нахождение начальной формы разных частей речи по вариантной форме;
  • работа с омонимами («разведи по значению и написанию»);
  • «Диагностика» на слух без «решения» разных видов орфографических задач;
  • «Верни со знаками», определение типа осложнения простого предложения и отражение его на схеме с указанием знаков препинания;
  • определение количества простых предложений (отражённых ситуаций) в сложном предложении с построением схемы со знаками препинания;
  • подбор родственных слов к данному слову;
  • один-два «фонетических момента».

Такая комплексная регулярная «капельная» тренировка позволила не только обеспечивать и поддерживать высокий уровень владения изученным материалом, но и дала возможность не тратить время на восстановление забытого материала и утраченных навыков.

Глубокое и детальное изучение Концепции авторской программы, практическое  использование методических приёмов, сравнительный анализ методики изучения предмета в традиционной системе преподавания и по данной технологии убедили меня в том, что каркасом этой технологии являются обязательные подходы к обучению:

  • системный;
  • проблемный;
  • деятельностный.

Схематично это можно представить так:

Мониторинговые исследования – основа оценивания результативности испытания, внедрения, апробации инновационной деятельности.

Основные направления мониторинговых исследований:

  • Диагностика успешности учащихся 1, 5, 7 классов (по результатам контрольных работ);
  • Диагностика успешности каждого ученика (по результатам контрольных работ);
  • Диагностика успешности слабоуспевающих учащихся (по количеству отметок, полученных в течение четверти).

Важным условием использования этой технологии является мониторинг не только общеклассных достижений (качество знаний, успеваемость), но и замер индивидуальных достижений (трудностей) учащихся. В этом случае можно говорить о корректировке индивидуального подхода обучения учащегося, так как основной целью развивающего обучения является интеллектуальное и  речевое развитие ребёнка (см. диаграммы 2-9).

5. Мониторинг как дидактический компонент эффективного управления подготовкой учащихся к ЕГЭ

Мониторинговые исследования результатов  выполнения учащимися  тренировочных и контрольных тестовых заданий  позволили мне  выработать свою систему подготовки к тестированию как  форме проведения выпускного экзамена.

Основу мониторинга составляет общая и частная диагностика успешности и диагностика затруднений учащихся.

Задача мониторинга:

  • анализ результатов тренировочного и контрольного  тестирования;
  • определение заданий КИМов,  вызывающих у учащихся затруднения;
  • выявление положительных тенденций.

Цель мониторинга:

  • восполнить пробелы в знаниях и умениях учащихся;
  • подготовить выпускников к централизованному тестированию через систему работы с заданиями базового уровня (А), повышенного (В), высокого уровня сложности (С).

Опыт по теме «Мониторинговые исследования одно из основных направлений системы работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку» представлен на заседании районного методического объединения и включён в  базу данных методического кабинета отдела образования для изучения и практического применения.

Мониторинговые исследования позволяют выработать свою методическую структуру урока русского языка в старших классах, включить в содержание урока материал, необходимый  для повторения и систематизации.

К тому же мониторинговый замер позволяет учителю не упускать из поля зрения как отношение учащихся к учению, так и рейтинг преподаваемого предмета.

Разработанная система мониторинга позволяет:

  • ввести не только необходимый материал в содержание урока по результатам общей диагностики, но и
  • вести частную диагностику на уровне индивидуальных затруднений и индивидуальной успешности, т. е.
  • выявлять положительные тенденции подготовки учащихся к ЕГЭ

7. Концепция преподавания литературы Е.И. Ильина как фактор развития нравственно-эстетических качеств личности

С 1988 года использую систему Е.И. Ильина, его оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Разработанная мною методическая структура урока соответствует основным концептуальным положениям и гипотезам системы:

  • художественность (урок строится по законам искусства), «закон трёх О» - Очаровывать книгой – Окрылить героем – Обворожить писателем;
  • принцип обучающего воспитания: обучение – не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания (воспитательной системы);
  • идти на урок не только с темой урока, а со жгучей проблемой;
  • формула личностного подхода: любить + понимать + сострадать + помогать.

Последовательность введения ученика в структуру материала равна последовательности создания проблемной ситуации:

Главный инструмент на уроке литературы – деталь. Её нужно не приводить, не называть, не акцентировать, а раскручивать.

Так, например, урок по некрасовской «Матрёне» (10 класс) начинаю с лермонтовских строк:

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором…

  • прошу сформулировать тему урока («Таинственный разговор о Матрёне Тимофеевне»);
  • чтение строк из поэмы: «Матрёна Тимофеевна осанистая женщина лет 38…»; создание мотивационно-проблемной ситуации: «Чем же красива Матрёна? В чём тайна её притяжения?»
  • поиск ответа на вопрос-проблему в ходе совместной деятельности «учитель – ученик»:
  • большие строгие глаза;
  • богатейшие густые ресницы;
  • трудовой стаж 33 года, а самой 38 лет (подсчитали и удивились);
  • серп на широком ладном плече (ведь иную женщину серьги и кольца так не украсят, как Матрёну серп);
  • васильковая рожь за околицей, белая рубашка Матрёны, белые берёзы   
  • чистота души.

Так вместе рисуем Матрёну, открываем тайны женственности.

Считаю, что вопрос на уроке должен быть особенным, жизненным, личностно значимым. Ведь каждое художественное произведение содержит множество нравственных проблем, разрешение которых совершенно необходимо. Проблемно-поисковые вопросы формулирую так:

  • Почему Раскольников, ещё не вскрыв письмо от матери, искренно целует конверт? (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»). («Письмо – последняя надежда остановиться на жутком замысле. Если мама не остановит – то кто же?»);
  • Почему А.М. Горький несколько раз, в отличие от других персонажей, показывает Настю плачущей? (пьеса «На дне»);

«В плачущем человеке есть Человек. В таких как Настя, есть женщина. Речь её чиста, возвышенна…;

«Настя любила.… А любовь – это всегда стремление к высокому и чистому. Оно, это чувство, есть и у Насти, живёт в ней. Но она осознаёт, что её стремление напрасно – дороги со «дна» нет. В этом её трагедия, и она плачет»;

«Страшно то общество, в котором есть «дно» жизни. Ещё страшнее, когда на «дне» оказывается женщина…. Читаем о прошлом, а на сердце тревожно за день нынешний: безработица, платное образование, платная медицина, брошенные дети…Что же будет дальше?

Система Е.Н. Ильина – это преподавание литературы как предмета, формирующего человека. На мой взгляд (по существу), на современном этапе она представляет собой один из вариантов коммуникативных технологий. Это интерактивное обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Комплексное использование различных методов и приемов обучения, уроки разных типов позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу обучающихся, сотрудничество учителя и учеников на уроках, обеспечивают высокое качество знаний

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены