РАЗРАБОТКИ
|
Сценарий урока-исследования «Величина. Длина. Сантиметр»Вашему вниманию предлагается сценарий урока-исследования. На уроке математики дети знакомятся с новыми понятиями "величина, длина, сантиметр" путём самостоятельного поиска информации и подведения итогов. Цели:
Оборудование:
Ход урока. 1. Организационный момент. Раз, два, три, четыре, пять Девиз урока: «Сравнение – это акт мышления» 2. Актуализация опорных знаний. - Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. Сравните:
- Молодцы! - Почему 7 меньше 9? (В натуральном ряду стоит перед числом 9) - На сколько число 7 меньше 9? (На 2) - Какие фигуры мы с вами видим? (квадраты) - Что можем о них сказать? (их два, они разные по размеру) - Какой квадрат больше? - Как вы догадались? Как это проверить? (Наложить один квадрат на другой) - Зачем мы так подробно опять повторили то, что уже знаем и умеем. - Действительно, эти знания нам пригодятся для изучения новой темы. 3. Создание проблемной ситуации. - Скажите, а какой цвет больше: голубой или коричневый ? - Почему вы не можете ответить на этот вопрос? В чём затруднение? Может недостаточно знаний, чтобы ответить на него? (Дети могут утвердительно ответить, что сравнить нельзя, но не смогут доказать) - Сегодня мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнивать, а какие нет, и почему. 4. Изучение нового материала. - Вспомните первые уроки математики. Скажите: по каким признакам мы делили предметы на группы? (По форме, по размеру, по цвету…) - Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков больше, меньше, равно. Такие свойства называются величинами. - Итак, первое слово из названия темы нашего урока – ВЕЛИЧИНА. ВЫВОД: Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом. - Вы сказали, что нельзя сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке. - А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке. - Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно, запах нас тоже не будет интересовать на уроке. - А чей размер ноги меньше: мой или Дианы? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.) - Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются, на ваш взгляд, величинами. (Размер, рост, температура, длина.) - Открывать новые знания нам помогут герои из знакомого вам мультфильма. Она в Африке живёт Он трубит, как паровоз, У змеи коварный нрав, Птичка в клеточке сидит Из какого мультфильма эти герои? («38 попугаев»). Давайте вспомним, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям? Просмотр м/ф.
ВЫВОД: Длина является величиной. К названию урока добавляем ещё одно слово: ДЛИНА.
- Какой вывод мы можем сделать? ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты. 5. Освоение нового содержания Я тоже хочу обратиться к вам с просьбой. У меня есть моток веревки, длину которой надо измерить? Как мы это можем это сделать? (ответы детей) С древних времен люди, задумываясь над этим вопросом, предлагали разные способы измерения длины. Сегодня на уроке у нас присутствуют знатоки математики. (заранее подготовленные дети) Первый знаток. Мы хотим вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счете. Люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.) Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева. Срубленного на постройку дома. Второй знаток. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников – осколке каменной плиты – высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев.». Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины. Которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами. Раздают детям памятки. Памятка о древних единицах измерения длины.
Измерим длину моей верёвки разными мерами длины (маховая сажень, аршин и локоть) (учитель измеряет, дети считают). Верёвка одна и та же, а результаты у всех разные. Почему? (ответы детей) Если мы используем разные мерки, получается разные результаты измерения одного и того же предмета. Откройте конверт, возьмите веревку. Вы будете работать в парах (измерить пядью и ладонью). Почему получились разные результаты? Работа в группах:
Отчёт групп о результатах работы. - Зависит ли результат от мерки? ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины. - Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр. - К названию темы урока добавляем ещё одно слово: САНТИМЕТР. Слово сантиметр после числа пишут кратко: см. Знакомство с линейкой. - Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку. Загадка: - Инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой. Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно ей пользоваться. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0. Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ) 6. Проверка освоения нового содержания Работа по учебнику
7. Закрепление Посмотрите, на ваших листочках есть две полоски. Чем мы можем измерить их длину? Назовите длину первой полоски, второй полоски. Нарисуйте третью полоску синим карандашом так, чтобы ее длина была меньше первой и второй полоски? Чему равна длина третьей полоски Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях. - Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? Ответы учащихся (принимаются все высказывания)). (Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.) - Какие старинные единицы измерения длины вы запомнили? (ответы детей). А как вы думаете, встречаются ли эти мерки в современной жизни? Встречаются в пословицах:
Поговорки:
До сих пор бытуют выражения: «От горшка три вершка», «мерить на свой аршин», «как аршин проглотил», «семь аршин говядины да три фунта лент» (так говорят о бессмыслице, «аршин на кафтан, два на заплаты» (т. е. починка дороже вещи, «пять верст до небес и все лесом», «эка верста выросла! » (так говорят о человеке -большого роста) . Я вам прочитаю отрывок из сказки, в которой тоже употребляются старинные меры длины. А вы подумайте, о ком идет речь? …Да игрушечку-конька О ком идет речь? Написал эту сказку П.П. Ершов. Какие старинные меры измерения длины вам встретились в этом отрывке? - Домашнее задание: привести примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей. 8. Рефлексия. - Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины) - С какой единицей длины мы познакомились? - Чему учились на уроке? Чему научились? - Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему? - Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора». 9. Итог урока. - Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен. Приложение №1 Группа №1.
Группа №2.
Группа №3.
Группа №4.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены