РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система работы учителя физики

Задача учителя – вызвать у учащихся интерес к уроку, создать у них состояние увлечённости, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Считаю, что интерес к урокам связан с тем, понимает ли ученик, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Есть много различных форм, методов и приемов проведения урока. Каждый прием имеет свои плюсы и минусы. Главное найти те, которые подойдут для обучающихся этого класс.

В своей работе использую системно-деятельностный подход. Целью системно-деятельностного подхода является - воспитание личности, ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Поэтому, при разработке новых учебно -методических комплексов, программ стараюсь учитывать современные требования к процессу обучения, потребности учащихся и их родителей.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности обучающихся таким образом, чтобы они самостоятельно справились с решением проблемы.

На уроках стараюсь создавать проблемные ситуации, обращаться к обучающимся с вопросами, обсуждать результаты. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, прослеживается связь с повседневной жизнью. На уроках физики большая возможность привить основы этой деятельности во время выполнения лабораторных работ.

На первых уроках сама знакомлю обучающихся с инструкцией выполнения работы. Дети должны понимать особенность лабораторных работ. Каждая работа имеет цель, которая должна быть достигнута и в конце должен быть получен результат и сделан вывод.

Я начала внедрять в уроки кроме демонстрационного эксперимента, эксперимент, который занимает минимальное время, дети, работая в парах, выполняют задания сами, это позволяет активизировать их деятельность и позволяет оценить работу каждого. Стараюсь использовать экспериментальные задачи и домашний эксперимент.

Например, на этапе урока «Открытие» нового знания по теме «Сила Архимеда»

Выбирается метод решения проблемы.

Как можно экспериментально найти величину выталкивающей силы?

  1. Определить вес тела в воздухе с помощью динамометра.
  2. Определить вес этого же тела в воде.
  3. Из веса тела в воздухе вычесть вес тела в воде.

Каждая группа получает задание.

Делается «открытие».

Задание первой группе (или паре)

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и латунный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.

  1. Определите силу Архимеда, действующую на каждое из тел.
  2. Сравните плотность тел и силы Архимеда, действующие на тела.
  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плотности тел.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить.

  1. Определите силу Архимеда, действующую на каждое из тел.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от объема тел.

Задание третьей группе

Оборудование: сосуды с водой, соленой водой и маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

  1. Определите силы Архимеда, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
  2. Чем отличаются эти жидкости?
  3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
  4. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плотности жидкости.

Задание четвертой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, кусочек пластилина, нить.

  1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
  2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, определите силы Архимеда, действующую на них.
  3. Сравните эти силы.
  4. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от формы тела.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и записывает вывод на доске в таблице.

В результате получаем формулу силы Архимеда:

FAжgVт.

По теме «Плотность вещества»

Группы или пара получает одно и то же задание. Раздаю кусочки мыла или пластилина разной величины. Предлагаю измерить массу и объем, показания занести в таблицу и сделать выводы. При обсуждении ребята приходят к выводу , что масса деленная на объем дает приблизительно одно и то же число. Теперь можно ввести понятие плотности. В данном случае оно осознано, как научное понятие.

Решая задачи, учащиеся делают открытия уже известные науке, но они об этом не всегда знают. Эти открытия вызывают хорошие эмоции. Например, при изучении силы трения задаю вопрос «Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей?» На этот вопрос все часто дают положительный ответ. Проведя самостоятельно эксперимент, учащиеся делают вывод, что сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.

Решение качественных задач

Решение качественных задач развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике. В процессе решения качественных задач прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике. Чаще решение качественных задач использую в основной школе, где большая часть материала рассматривается на качественном уровне.

Примеры качественных задач:

  1. Почему при проводке телеграфной линии летом нельзя сильно натягивать провода между столбами?
  2. Почему человек, выходя из реки, даже в жаркий летний день испытывает ощущение холода?
  3. Каким образом человек, стоящий обеими ногами на полу, может быстро удвоить давление, производимое на опору?

(Решение. 1. Анализ. Давление, производимое стоящим человеком, прямо пропорционально его весу и обратно пропорционально площади обеих ступней ног, соприкасающихся с полом. Человек стоит на двух ногах. 2. Синтез. Быстро удвоить давление на пол человек может, либо увеличив свой вес вдвое (например, подняв штангу), либо уменьшив площадь опоры вдвое (например, приподняв одну из ног и оставшись стоять на второй ноге).

Одно из наиболее важных умений - это умение найти причину какого либо явления. Например,

Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому” два таких утверждения:

  1. в случае утечки газа запах его некоторое время распространится по всей квартире;
  2. молекулы движутся непрерывно и хаотически.

Скажите, какое из этих утверждений является причиной по отношению к другому, а какое следствием.

Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому” (или “потому что” два таких утверждения:

  1. масса стального кубика больше массы деревянного кубика такого же объема;
  2. плотность стали больше плотности дерева.

Системно-деятельностный подход использую и на этапах «Актуализация знаний», «Рефлексия». Провожу диктант перед началом изучения темы, после его изучения, после изучения нескольких тем с целью выяснить готовность учащихся к восприятию учебного материала, контролировать усвоение изученного материала. Знакомлю с критериями оценивания. Текст должен быть простым, легко воспринимаемым, требующим краткого однозначного ответа, несложных вычислений. Пауза между вопросами достаточная, чтобы учащиеся могли записать ответ. Обучающиеся пишут под диктовку начало предложения, а конец дописывают сами. Проверить работу могут сами учащиеся (самоконтроль) или соседи по парте (взаимоконтроль) по представленным ответам на доске.

В своей деятельности использую ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса;
  • для организации коллективной и групповой работы ;
  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала.

Работа с текстом

Считаю, что умение работать с текстом является очень важным на уроках физики. Большинство заданий ЕГЭ и ОГЭ включают в себя работу с текстом. Например, в своей работе использую такие приёмы:

Приём «Вопросы к тексту».

Организую самостоятельную работу( или работу в парах) с текстом учебника или другой литературы. Этот приём использую на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления. Учащимся предлагаются несколько вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.

После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их и затем ответы обсуждают в классе.

  • Прочитайте текст.
  • Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
  • Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
  • Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Приём «Вставьте в текст, пропущенные слова»

Молекулы в жидкости в основном ….. около положений равновесия. Поскольку притяжение между …... жидкости не так велико, то они могут ….. менять свое положение. Поэтому жидкости …... свою форму и принимают форму …... Они …..., их …... перелить из одного сосуда в другой. Жидкость …. сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется …...

1) не сохраняют 2) трудно 3) отталкивание 4) сосуд 5) скачки 6) текучи 7)легко 8) молекулы 9) колебаться

Стараюсь в конце урока проводить самооценку своей деятельности и всего класса. Прошу ответить на вопросы:

  1. Что вы узнали нового на уроке?
  2. Что вы поняли?
  3. Чему вы научились?
  4. Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
  5. С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Считаю, что устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень усвоения учебного материала.

Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
1 Skeptik8344 • 22:27, 02.05.2020

Уважаемый автор!  А сами-то как вы ответите на ваш вопрос:
"Почему при проводке телеграфной линии летом нельзя сильно натягивать провода между столбами?" 
Загляните в справочник, там написано, что коэффициент теплового расширения практически у всех веществ имеет порядок 0,00001 1/градус. Откуда следует, что при перепаде температур между летом и зимой в 100 градусов длина изменяется на одну тысячную от первоначальной длины. Это на что-то повлияет?
Далее: "Каким образом человек, стоящий обеими ногами на полу, может быстро удвоить давление, производимое на опору?"
Извините, но о какой опоре идёт речь? Я бы на месте ваших учеников вообще понял вопроса. Вообще-то вы говорите про пол. Так что подняв ногу, человек не изменит давления на пол, поскольку ни сила, действующая на пол, ни площадь пола при этом не меняются.  Может быть лучше спросить о том, как можно изменить силу давления на опору? Тогда вопросов будет меньше. Скажем, приседая вы уменьшите силу давления, а распрямляясь - увеличите. 
Я сам преподаю физику помимо института в лицее в профильном физ-мат классе и убеждён, что наука под названием физика и школьный предмет с тем же названием имеют между собой общим только своё название, но, по сути, это совершенно разные вещи. Если наука физика изучает явления природы, то школьный предмет создаёт в умах детей только полное недоумение о предмете и цели обучения. Причина в том, что учителя в большинстве своём настолько привыкли к разным мифам и шаблонам, что практически не замечают абсурдности многих примеров, которые якобы должны служить делу просвещения юных умов. Ваши "задачи" тому пример.
Уж извините на недобром слове.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены