РАЗРАБОТКИ
|
Система работы учителя физикиЗадача учителя – вызвать у учащихся интерес к уроку, создать у них состояние увлечённости, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Считаю, что интерес к урокам связан с тем, понимает ли ученик, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Есть много различных форм, методов и приемов проведения урока. Каждый прием имеет свои плюсы и минусы. Главное найти те, которые подойдут для обучающихся этого класс. В своей работе использую системно-деятельностный подход. Целью системно-деятельностного подхода является - воспитание личности, ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Поэтому, при разработке новых учебно -методических комплексов, программ стараюсь учитывать современные требования к процессу обучения, потребности учащихся и их родителей. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности обучающихся таким образом, чтобы они самостоятельно справились с решением проблемы. На уроках стараюсь создавать проблемные ситуации, обращаться к обучающимся с вопросами, обсуждать результаты. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, прослеживается связь с повседневной жизнью. На уроках физики большая возможность привить основы этой деятельности во время выполнения лабораторных работ. На первых уроках сама знакомлю обучающихся с инструкцией выполнения работы. Дети должны понимать особенность лабораторных работ. Каждая работа имеет цель, которая должна быть достигнута и в конце должен быть получен результат и сделан вывод. Я начала внедрять в уроки кроме демонстрационного эксперимента, эксперимент, который занимает минимальное время, дети, работая в парах, выполняют задания сами, это позволяет активизировать их деятельность и позволяет оценить работу каждого. Стараюсь использовать экспериментальные задачи и домашний эксперимент. Например, на этапе урока «Открытие» нового знания по теме «Сила Архимеда» Выбирается метод решения проблемы. Как можно экспериментально найти величину выталкивающей силы?
Каждая группа получает задание. Делается «открытие». Задание первой группе (или паре) Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и латунный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
Задание второй группе Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить.
Задание третьей группе Оборудование: сосуды с водой, соленой водой и маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.
Задание четвертой группе Оборудование: сосуд с водой, динамометр, кусочек пластилина, нить.
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и записывает вывод на доске в таблице. В результате получаем формулу силы Архимеда: FA=ρжgVт. По теме «Плотность вещества» Группы или пара получает одно и то же задание. Раздаю кусочки мыла или пластилина разной величины. Предлагаю измерить массу и объем, показания занести в таблицу и сделать выводы. При обсуждении ребята приходят к выводу , что масса деленная на объем дает приблизительно одно и то же число. Теперь можно ввести понятие плотности. В данном случае оно осознано, как научное понятие. Решая задачи, учащиеся делают открытия уже известные науке, но они об этом не всегда знают. Эти открытия вызывают хорошие эмоции. Например, при изучении силы трения задаю вопрос «Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей?» На этот вопрос все часто дают положительный ответ. Проведя самостоятельно эксперимент, учащиеся делают вывод, что сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел. Решение качественных задач Решение качественных задач развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике. В процессе решения качественных задач прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике. Чаще решение качественных задач использую в основной школе, где большая часть материала рассматривается на качественном уровне. Примеры качественных задач:
(Решение. 1. Анализ. Давление, производимое стоящим человеком, прямо пропорционально его весу и обратно пропорционально площади обеих ступней ног, соприкасающихся с полом. Человек стоит на двух ногах. 2. Синтез. Быстро удвоить давление на пол человек может, либо увеличив свой вес вдвое (например, подняв штангу), либо уменьшив площадь опоры вдвое (например, приподняв одну из ног и оставшись стоять на второй ноге). Одно из наиболее важных умений - это умение найти причину какого либо явления. Например, Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому” два таких утверждения:
Скажите, какое из этих утверждений является причиной по отношению к другому, а какое следствием. Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому” (или “потому что” два таких утверждения:
Системно-деятельностный подход использую и на этапах «Актуализация знаний», «Рефлексия». Провожу диктант перед началом изучения темы, после его изучения, после изучения нескольких тем с целью выяснить готовность учащихся к восприятию учебного материала, контролировать усвоение изученного материала. Знакомлю с критериями оценивания. Текст должен быть простым, легко воспринимаемым, требующим краткого однозначного ответа, несложных вычислений. Пауза между вопросами достаточная, чтобы учащиеся могли записать ответ. Обучающиеся пишут под диктовку начало предложения, а конец дописывают сами. Проверить работу могут сами учащиеся (самоконтроль) или соседи по парте (взаимоконтроль) по представленным ответам на доске. В своей деятельности использую ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
Работа с текстом Считаю, что умение работать с текстом является очень важным на уроках физики. Большинство заданий ЕГЭ и ОГЭ включают в себя работу с текстом. Например, в своей работе использую такие приёмы: Приём «Вопросы к тексту». Организую самостоятельную работу( или работу в парах) с текстом учебника или другой литературы. Этот приём использую на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления. Учащимся предлагаются несколько вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их и затем ответы обсуждают в классе.
Приём «Вставьте в текст, пропущенные слова» Молекулы в жидкости в основном ….. около положений равновесия. Поскольку притяжение между …... жидкости не так велико, то они могут ….. менять свое положение. Поэтому жидкости …... свою форму и принимают форму …... Они …..., их …... перелить из одного сосуда в другой. Жидкость …. сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется …... 1) не сохраняют 2) трудно 3) отталкивание 4) сосуд 5) скачки 6) текучи 7)легко 8) молекулы 9) колебаться Стараюсь в конце урока проводить самооценку своей деятельности и всего класса. Прошу ответить на вопросы:
Считаю, что устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень усвоения учебного материала.
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
Skeptik8344 • 22:27, 02.05.2020
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены