РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Практические вопросы организации образовательного процесса в режиме метода проектов

Автор:
учитель физики
Виноградова Елена Анатольевна

Деятельность учителя и ученика в режиме метода проектов.

Работа педагога по организации проектного обучения начинается с анализа учебной программы и выделения в ней возможных тем для изучения на основе метода проектов. Основанием для выбора темы может быть учебная ситуация по предмету; интересы и способности школьников, профессиональные интересы и способности учителя и др.

Обоснование выбора темы программы:

а) отсутствие возможности непосредственно наблюдать и реализовать функционирование изучаемых явлений.

б) тенденция к постепенному снижению мотивации к изучению предмета.

Определив программную тему для проектирования работы, педагог формулирует учебную проблему. Серьезной задачей учителя в процессе подготовки к работе в режиме метода проектов является планирование результатов обучения: Что ученик будет знать? Что будет уметь? Какие качества личности воспитывает в себе?

Чтобы работа над проектом  не увела школьников далеко от дидактических целей в сторону социального проектирования, должна быть четко определена программа деятельности учителя по организации учебного процесса в режиме метода проектов. В этой программе найдут отражение этапы проектной работы. Определив последовательность этапов проектной работы учащихся, педагог формулирует задачи работы на этапе, отбирает адекватные задачам средства обучения, организационные формы и методы, прогнозирует результаты работы на этапе и форму представления результатов, критерии их оценки и форму оценивания.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач- от постановки проблемы до представления результата. Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся могут приобретать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыков решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, миром профессий, с достижениями науки; достигается связь с практикой.

Учащиеся должны прочувствовать , пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные и научные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • повышение мотивации учащихся;
  • развитие способности к активной практической деятельности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместная творческая деятельность.

 Критерии оценки процесса и результатов проектной деятельности:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполнения проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Оценивание процесса и результатов деятельности учащихся начинается с рефлексии, включает самооценку, взаимооценку, оценку учителя. Критерии оценивания проекта разработаны П.С.Лернером и Е.С.Полат. Приоритет отдается рейтинговой, качественной оценке. Обязательным требованием является включение промежуточного контроля и оценивания на всех этапах выполнения проекта, особенно средней продолжительности и долгосрочных.

Учитель школы №37 г. Москвы, Ромашко И.В., предлагает использовать лист оценки.

  • Лист оценки проекта
  • Название проекта
  • Фамилия и имя учащегося

 Содержание примерной программы деятельности учителя и учащихся в режиме работы метода проектов может быть представлена в виде технологической карты

Проектно- исследовательская деятельность школьников

Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» система профильного обучения предусматривает следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные. Положения этой концепции успешно реализуются при построении содержания образования на основе исследовательской деятельности.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

Следует уточнить понятия «научно- исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их , казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследовательской работы в любой отрасли знаний сохраняется общая логика построения.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов- организация этой деятельности, особенно подготовительный этап. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Исследование должно иметь структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Главное в этой деятельности- создание конкретным ребенком полезного продукта, формы которого могут быть самые разные: модели и макеты, фотографии и коллажи, стендовые и публичные доклады, рефераты и компьютерные программы, наглядные учебные пособия, спектакли и т. д. Важно, чтобы на заключительном этапе проектно-исследовательской деятельности возникли новые, более сложные проблемы, дающие толчок к познанию, развитию и совершенствованию личности. «Если в конце исследования не видно начала следующего- значит, исследование не доведено до конца.» (Д.И. Лихачев)

Исследовательские проекты могут быть использованы как при изучении обязательной учебной программы, так и дополнительных дисциплин, а также в рамках профильного обучения и внеурочной работе.

Виды проектов в учебной деятельности

1. Проекты, связанные с изучением учебной программы.

Работая над проектами, ребята

  • собирают информацию «с места событий»: посещение вагонного депо и знакомство с работой его служб: информационной, диспетчерской, ремонтной и т.п.,проект «Службы железной дороги»,
  • используют различные источники информации: пресса, книги в проекте «Космические исследования в России», уроки-концерты (проект «Волшебные звуки»),
  • используют компьютерные проекты школьников в режиме презентации «Power Point» (проекты «Поэтапное решение задач по механике», «Построение графиков»;
  • виртуальная лаборатория «Живая физика» позволяет проводить серьезные исследования и моделировать физические процессы, что дает богатый экспериментальный материал для научно-исследовательской деятельности (практикумы «Определение универсальной газовой постоянной», «Законы идеального газа»).

2. Проекты, связанные с предпрофильной подготовкой в области естественно-математических дисциплин.

Элективные курсы помогают учащимся основной школы в развитии познавательного интереса к физике и в ориентации их на естественно-научный  профиль своего дальнейшего обучения в старшей школе. Специфика программ элективных курсов предусматривает использование наряду с традиционными методами и формами работы на уроке новые, в том числе проектный метод.

В основных чертах учебные занятия выстраиваются в соответствии со следующей схемой организации учебной деятельности.

Из двенадцати часов учебных занятий четыре урока отводится на работу над проектом: один урок - подготовительный этап проекта, два урока- самостоятельная работа учащихся по «добыче» новых знаний, консультация учителя, подготовка презентаций(компьютерная презентация, газета, кроссворд, проект устройства, отчет об исследовании и т.д.) ,один урок-презентация проекта, обсуждение, подведение итогов.

3. Проекты, связанные с научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельностью.

Тематика данных проектов может быть связана с наиболее значительными историческими датами и актуальными современными проблемами: «История создания тепловых двигателей», «100 лет СТО Эйнштейна». Могут быть представлены доклады, видеоматериалы, экспозиции, выставки.

В среднем звене - учебно-исследовательская деятельность, в старшем звене - научно-исследовательская деятельность. В среднем звене необходимо обучить эмпирическому методу исследования физических явлений и организовать пропедевтику изучения физических явлений. Занятия проводятся в форме игры, учащиеся делятся на группы по четыре человека: каждая группа- это «научная лаборатория», ее сотрудники предлагают названия своих лабораторий и распределяют свои обязанности, выбирая заведующего, экспериментатора, теоретика, конструктора. Уроки организуются как творческие лаборатории: в ходе ее учащиеся приобретают следующие умения: осуществить постановку задачи, выдвинуть гипотезу, спланировать ее экспериментальную проверку, сформулировать вывод об истинности или ложности гипотезы, предложить  принцип действия устройства, основанного на конкретном физическом явлении, смоделировать техническое устройство.

Свою работу на уроках –исследованиях учащиеся строят самостоятельно. Учитель лишь выслушивает предлагаемый метод решения и, если он позволяет решить задачу, выдает под него необходимое оборудование. Итоги деятельности ученики представляют в форме научного отчета лаборатории, который  составляется по определенной форме и пишется на выдаваемом бланке. Все рубрики отчета, кроме постановки задачи, члены лаборатории заполняют самостоятельно.

4. Проекты, связанные с внеклассной деятельностью учащихся.

Примером подобных проектов может служить проект по изданию газеты по предмету. Для издания газеты создается временный(на четверть, семестр) творческий коллектив. Выпуск газеты позволяет ребятам попробовать себя в роли журналистов, специальных корреспондентов, главного редактора, члена редакционной коллегии, корректора, компьютерного дизайнера и таким образом пройти все этапы выпуска газеты, при этом погружаясь в предметную область науки.

Проект углубляет знания учащихся в области физики, развивает навыки психологии общения, компьютерной верстки и компьютерного дизайна, способствует формированию жизненной позиции.

Проведение недели физики, физических спектаклей, игр, викторин, других внеклассных мероприятий- примеры проектной деятельности учащихся.

1. Проекты, связанные с развитием изобретательских умений.

Исследовательская работа должна стать основой познания нового в загадочном для ребят мире, в том числе мире природы и техники, в которых они живут. Польза подобной творческой работы несомненна: и материал лучше усваивается, и формируется особый «изобретательский» стиль мышления. 

Возможным такое становится, если использовать в учебе теорию решения изобретательских задач, созданную Г.С.Альтшуллером. Он предложил алгоритм решения изобретательских задач: решить изобретательскую задачу- это значит выявить и разрешить противоречие, т.е. удовлетворить оба требования его породившие (например, захват детали должен быть и магнитным, чтобы крепче держать железные изделия и немагнитным, чтобы легче было сбрасывать их). Здесь нужно иметь в виду, что не может быть окончательного решения. Самое лучшее из пришедших решений через какое-то время перестает нас устраивать. Новые требования будут побуждать к новым поискам.

Компьютерные технологии в проектной деятельности.

В современном информационном обществе главные продукты производства- информация и знания. В сфере образования в настоящее время можно выделить следующие признаки информационного общества:

  • расширяются источники получения знаний;
  • обучаемый может составлять программу обучения в соответствии со своими потребностями и уровнем развития.

Использование информационных технологий в проектной деятельности позволяет реализовать образовательные потребности учащихся. Как уже говорилось выше на этапе презентации широко используются возможности компьютера, как инструмента для работы с информацией (вывод информации), но не меньшие возможности предоставляются на подготовительном и исследовательском этапах. 

На подготовительном этапе- источники информации: Интернет - ресурсы, мультимедийные курсы. В процессе исследования используются следующие продукты: «Живая физика», «Открытая физика», компьютерные курсы легко вписываются в традиционный урок и позволяют учителю организовать новые виды учебной деятельности 

Компьютерные курсы ФИЗИКОНа построены с использованием компьютерных моделей, которые позволяют учащимся изменять начальные условия экспкриментов и самостоятельно ставить различные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед ними огромные познавательные возможности. 

Урок-исследование и урок- компьютерная лаборатория особенно эффективны, так как учащиеся получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Главная особенность «Живой физики» как проектной среды- возможность проведения самостоятельных работ по формированию и проведению ученических исследований.

При проектном методе организации обучения роль учителя меняется принципиально - он не учит детей, а помогает детям учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициативы. Вся работа школьника, в которой проявляются его образовательные интересы и конкретные деловые навыки, включена в учебно-воспитательный процесс. 

Проектные технологии заметно повышают интерес школьников, как к отдельным областям знаний, так и к образованию в целом. И доведенное до конца исследование дает начало следующему.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение,1991-189с.
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.:Современник,1994.-236с..
  3. Палат Е.С. Метод проектов в современной школе.- МИПКРО, 2001-128с..
  4. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям.- МИПКРО, 2001. -136с.
  5. Элективные курсы для предпрофильной подготовки. Физика: Составитель И.Б.Бровкин - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2005.-32с.
  6. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся// Завуч.-2005.-№6.-С.4-29.
  7. Кавтрев А. Ф. Компьютерные программы по физике в средней школе. //Компьютерные инструменты в образовании.-1998.-№1- С. 42–47.
  8. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования// Народное образование. –2005. -№2. -С.113-121.
  9. Меняева И.И., Горячева Р.Н., Ильинская Т.М. О методе проектов// Педагогическая мастерская. –2004. -№4. -  С.8-11.
  10. Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся// Народное образование.-2004.-№2.-С.146-148.
  11. Ромашко И.В. Проектная деятельность на уроках математики// Педагогические технологии.-2004.-№3.-С.46-49.
  12. Рыбина О.В. О методе проектов //Методист-2004.-№1.-С.39-46.
  13. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников// Народное образование. –2005.-№1.-С. 133-140.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены