РАЗРАБОТКИ
|
Патриотизм отечественных ученых-физиковПреподаватель Ученые-физики нашей страны служили идеалам беззаветной любви и бескорыстной преданности науке, глубокое сознание своего долга, неуклонное стремление к истине и правде и завещали служить этим идеалам своим ученикам. На уроках физики в процессе пояснения новой темы, связанной с открытиями, уделяю значимость вклада ученых физиков не только других стран, но и особенно отечественных ученых. Биография их жизни служит ярким примером служению Отечеству. Детально останавливаюсь на примерах применения открытий для процветания родной страны и охраны мира на Земле. Даю задание обучающимся: составить тесты, кроссворды, презентации, публикации о ученых и применении их открытий, просмотр фильмов. Пример 1. Высокая гражданственность. Кто изобрел радио? Каждый русский знает: ученый Александр Степанович Попов (1859 -1905). Именно он 7 мая (День Радио)1895 года продемонстрировал в Петербургском университете прибор, способный передавать сигналы на расстояние, что зафиксировано в протоколе Русского физико-химического общества. Изобретения А. С. Попова базировались на научном фундаменте, созданном великими физиками М. Фарадеем и Д. К. Максвеллом. Маркони подал предварительную заявку на свое изобретение в июне 1896 г., больше чем через год после публичной демонстрации системы радиосвязи Поповым! В настоящее время вопрос об изобретении радио однозначно решен – им является русский ученый А.С. Попов. Что касается Маркони, то его заслуги в дальнейшем развитии радио бесспорны. 03.1896 — В Петербурге на заседании Российского физико-химического общества с помощью изобретённого А. С. Поповым прибора была передана первая в мире радиограмма из двух слов: «Генрих Герц» на расстояние 250 м. Первые слова, переданные в эфир, посвящены молодому немецкому физику Генриху Герцу, который в 1888 году установил, что при разряде конденсатора (другими словами первая в мире антенна) через искровой промежуток действительно возбуждаются предсказанные Максвеллом электромагнитные волны, невидимые, но обладающие многими свойствами световых лучей. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», Георгий Константинович Жуков поднимал остро вопрос об оснащении Армий беспроводной связью. Этот вопрос не был достаточно решен. В начале войны некоторая часть общевойсковых начальников слишком переоценивала проводную связь и не всегда верила в радиосредства. К сожалению, "болезнью - радиобоязнь" в 1941-1942 годах страдало немало командиров и офицеров штабов стрелковых частей и соединений и даже фронтов. Обрыв линии для них зачастую был равнозначен потере связи с подчиненными войсками. «Радиобоязнь» не наблюдалась в авиации, в бронетанковых и механизированных войсках, а также в Военно-Морском флоте. В 1899 -1900 гг. радиотелеграф А.С. Попова помог снять с камней броненосец «Генерал-адмирал-Апраскин», потерпевший аварию в районе о. Гогланда. Приказ ледоколу «Ермак» переданный по радиосвязи спас рыбаков, унесенных на льдине в море. Пример 2. Бескорыстная преданность науке. Александр Григорьевич Столетов (1839 -1896). Основатель школы русских физиков, берущий свое начало от М. В. Ломоносова. Благодаря огромным усилиям физическая лаборатория была оборудована на уровне лучших лабораторий Европы. Мечта Столетова о создании физического института так и не была осуществлена при его жизни. Огромный вклад в практическое значение открытий А.Г. Столетова. Работая над диссертацией «Исследование функции намагничивания мягкого железа» показал практическое применение свойства железа при устройстве и употреблении электромагнитных двигателей и магнитоэлектрических машин. Явление фотоэффекта широко применяют в науке и технике: С помощью фотоэффекта появился звук в кино, стала возможной передача движущихся изображений (телевидение). Первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой, вышел на экраны в 1931 году и назывался «Путёвка в жизнь». (Первым в истории полнометражным фильмом с синхронной речевой фонограммой считается музыкальный фильм «Певец джаза», созданный в 1927 году по технологии «Вайтафон» (англ. Vitaphone) со звуком на грампластинке. Фототелеграф, фототелефон. Фотометрия: для измерения силы света, яркости, освещенности. Управление производственными процессами. Что привело к уменьшению смертельных случаев и аварий в промышленных поточных производствах. Солнечные батареи. Пример 3. Пропагандист величия русской науки. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 г. - 1765 г.) Выходец из деревни, блестяще владел несколькими языками, но лекции читал исключительно на русском, Первый русский ученый, энциклопедист, чьи работы были признаны не только в России, но и в Европе. Среди наиболее значимых научных достижений Ломоносова в области физики является его атомно-корпускулярная теория строения вещества и материи Кроме того, его опыты и наблюдения, посвященные электричеству, впоследствии легли в основу теории науки об электричестве. Также оставил заметный след в астрономии, географии, металлургии, геологии. Был успешен как изобретатель: например, в 1762 году создал уникальную модель телескопа, усовершенствовав разработку Исаака Ньютона. Открыл один из фундаментальных законов природы – закон сохранения материи в изолированных системах. Пример 4. Борец за мир на Земле Игорь Васильевич Курчатов ( 1903 -1960) «Отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954. Главный научный руководитель атомного проекта в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Лауреат Ленинской премии и четырёх Сталинских премий. Недавно челябинскому аэропорту присвоили имя Игоря Курчатова. Его кандидатура победила в ходе народного голосования с огромным перевесом. Курчатов родился в Челябинской области и здесь же сделал главное в своей жизни — создал советскую атомную бомбу. Спустя несколько лет после войны возглавляемая им (под кураторством Лаврентия Берии) военная ядерная программа СССР принесла первые плоды: 29 августа 1949 года был произведён взрыв РДС-1 — первой советской атомной бомбы. Это событие предотвратило ядерную войну. 1 января 1957 года, согласно секретному плану «Дропшот» должна была начаться ядерная война между Америкой и СССР, плавно переходящая в Третью мировую. Вплоть до 1949-го Соединенные Штаты оставались единственной в мире страной, обладающей атомным оружием. В октябре 1945 года американцы начали работать над секретным военным планом «Тоталити» (Totality). Он был разработан по приказу президента США Гарри Трумэна в штабе американского генерала Дуайта Эйзенхауэра. По плану «Тоталити» в списке целей атомных бомбардировок США числились 20 советских городов: Москва, Горький (Нижний Новгород), Казань, Ленинград (Санкт-Петербург), Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Саратов, Молотов (Пермь), Тбилиси, Сталинск (Новокузнецк), Грозный, Куйбышев (Самара), Свердловск (Екатеринбург), Новосибирск, Омск, Иркутск, Ярославль. О существовании плана «Дропшот» стало известно лишь в 1978 году, когда он был рассекречен при президенте США Джимми Картере. План не удалось реализовать, благодаря в том числе, усилению в СССР противовоздушной обороны (ПВО). Параллельно с решением военной проблемы И. В. Курчатов возглавлял решение задачи по мирному использованию атомной энергии. Результатом работ коллектива стала разработка, строительство и запуск 26 июня 1954 года Обнинской АЭС- первая в мире атомная электростанция. Первый в СССР атомный реактор для подводных лодок (1958) и первый в мире для атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959), крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций (1958). В настоящее время Россия имеет самый мощный и многочисленный атомный ледокольный флот. Их пять: «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Головное судно «Арктика» сдано в октябре 2020 г., второй серийный ледокол «Сибирь» – в конце 2021 г., «Урал» вошел в строй буквально только что – в ноябре 2022 года. Российские ученые - физики самым непосредственным образом исполняли свой патриотический долг. Успехи нашей страны в области физики и техники позволяют формировать у обучающихся чувство гордости за свою Родину, умение использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни. Знакомство с биографией отечественных ученых формирует у современного поколения чувство патриотизма, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Список источников и литературы 1. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни её творцов. М.: Просвещение, 1986.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Популярные разработки
Разговоры о важном «День матери» Презентация к урокам алгебры "Функция у=x^n" 9 класс Презентация к уроку литературы "Изучение повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 10 класс Разговоры о важном «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)» Учимся решать задачи "Парообразование и конденсация" Физика - 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены