РАЗРАБОТКИ
|
Творческие формы обучения на уроках физикиНовикова Галина Петровна, Два мира есть у человека, Процесс обучения чаще всего строится как процесс передачи информации от учителя к ученику; к сожалению это в корне противоречит человеческой природе. Люди – существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, создает для себя определенные условия жизни, ищет пути решения жизненных, личных и профессиональных проблем; внутренний же мотив этой деятельности связан с удовлетворением личных потребностей. В школе же учащиеся выполняют, преимущественно совершенно иную «деятельность»: слушают учителя и одноклассников, причем не по потребностям, а потому, что так надо, производят указанные учителем действия, в которых, по большей части, они не видят смысла. Такое несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой, и той, которую требуют выполнять в школе, порождает массу педагогических проблем. Вся радость жизни в творчестве. Поэтому мы поставили себе задачу найти пути сочетания традиционных и новых способов воздействия на личность ученика с целью формирования у него ответственного отношения к обучению. Это обучение, при котором работают оба полушария человеческого мозга, в этом сочетании важное место отводится созданию духа общения в обучении, единству научного и образного мировосприятия, развитию идей глобального мышления. Вывод прост: детей надо учить учиться. В своей работе мы делаем акцент на нестандартное, творческое мышление, являющееся необходимой составной частью процесса обучения. Работа эта многогранна и изложить, даже небольшую ее часть, довольно сложно. Поэтому мы остановимся на таких формах обучения как: физические задачи на основе текстов из сказок, художественных произведений; составление задач по текстам; экспериментальные задачи и опыты. Так же творческие приемы развивают у учащихся творчество и самодеятельность. Физические задачи на основе текстов из сказок и литературных произведений. Тема "Колебания. Волны. Звук" Из французской сказки "Волк и лиса" "Тут лис привязал веревку от колоколов к хвосту волка, раскачал хорошенько колокола, а потом бросил все и ушел. Несчастный волк, привязанный за хвост к колоколам, то взлетал на пятнадцать фунтов вверх, то падал вниз и больно ушибался о землю. Так качался он минут пять". Вопросы. Как в физике называется движение, которое совершал "несчастный волк"? Почему качания волка прекратились? Из русской сказки "Про глупого змея и умного солдата" "Змей так свистнул — деревья закачались, все листья с них осыпались". Вопрос. Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? Из арабской сказки "О Синдбаде-мореходе" "И рухх (рухх — огромная сказочная птица. — С. Т.) бросил в нас камень, который был у него, но капитан отвел корабль в сторону, и камень не попал в него, а упал в море рядом с кораблем И корабль начал подниматься и опускаться". Вопрос. Какое движение начал совершать корабль после того, как камень упал в воду? Из африканской сказки "Лягушки, захотевшие иметь правителя" "Услышало Солнце просьбу лягушек, рассмеялось и стало припекать еще жарче. Оно отломило маленький кусочек дерева и бросило его в пруд; по пруду побежали круги". Вопросы. О каких физических явлениях идет речь в этом отрывке? Представьте себе, что кусочек дерева попал не в пруд, а в реку. Что бы мы увидели? (Ответ на второй вопрос. Волны в реке имели бы тоже форму кругов, но перемещающихся относительно берега со скоростью, равной скорости течения воды.) Из японской сказки "Удивительное путешествие ротозея Тораяна" "Загляделся Тораян, зазевался. Раз! И поскользнулся. Полетел с неба вверх тормашками да и угодил в самую середину Осакско-го залива. Плюх! Пошли круги по воде. С большой высоты летел Тораян и в один миг очутился на дне. Стоит под водой дивный дворец, так и сверкает всеми цветами радуги" Вопрос Почему пошли круги по воде? Из английской сказки "Титти-мьшгка и ТЬтти-мышка" "А я буду скрипеть, - сказала дверь и заскрипела. Вопросы и задания. Какие тела в этом отрывке совершают а) механические колебания? б) звуковые колебания7 Почему скрипит дверь? Почему окно может дребезжать? Из итальянской сказки "Петрушечка" "Видит Моргана — девочка убегает со шкатулкой, и кричит в окно: Вопросы и задание. Назовите тела, упомянутые в этом отрывке, которые могут совершать колебания. Почему ржавые петли скрипели и почему они перестали скрипеть, когда их смазали салом? Из английской сказки "Том-Тит-Тот" "Ты только послушай! — ответил он. — Отправился я нынче на охоту в лес и заехал в какое-то незнакомое место. Там была заброшенная меловая яма. И вот почудилось мне, будто в ней что-то жужжит. Я соскочил с лошади, подошел к яме и заглянул вниз. И кого же я там увидел? Крошечного черного бесенка, смешного-пресмешного! Как ты думаешь, что он делал? Прял на крошечной прялке быстро-быстро!" Вопрос. Почему при работе бесенка прялка "жужжала"? Из словенской сказки "Почему у муравьев кривые ноги" "Стояла холодная зима. Деревья трещали от лютого мороза, а снег под ногами так хрустел, словно земля была усыпана битым стеклом. До костей пробирал мороз бедных зверей". Из американской сказки "Гора-будильник" "Однажды я жил у реки, а напротив была гора. Она была так далеко, что если крикнуть, то эхо возвращалось лишь через шесть часов. Я живо смекнул, что к чему. Бывало, когда ложусь спать, крикну погромче: "Пора вставать!" А через шесть часов, под утро, эхо как крикнет над ухом: "Пора вставать!" Ну, я и вставал". Вопросы и задания. Что такое эхо? Назовите источник звука, отражающий звук предмет, приемник звука. Можно ли верить рассказчику? Оцените, по его рассказу, на каком расстоянии от него находилась "гора-будильник". Из иракской сказки "Эмир Hyp аз-За-ман и принцесса Фатьят аэ-Заман "И если ты ей приглянешься, она опустит свою длинную косу, и по ней ты поднимешься в крепость. Ну а если ты ей не понравишься, то голос твой отзовется многоликим эхом в отдаленных горных вершинах, и его услышат ее отец и мать, они сразу же прилетят и съедят тебя!" Вопросы и задания. О каких физических явлениях идет речь в этом отрывке? Почему эхо в этой сказке оказалось многоликим? Что это такое и чем вызвано? Из филиппинской сказки "Хуан Полоумный" "Третьим покупателем оказался он сам — вернее, его отражение в колодце... Когда Хуан посмотрел в колодец, он увидел там человека. Хуан Полоумный закричал и стал делать ему руками знаки, спрашивая, не нужно ли мяса; человек ответил неразборчиво и повторил жесты Хуана. Хуан это понял как утвердительный ответ, бросил остаток мяса и крикнул: "За деньгами зайду потом!" Вопросы и задание. Какие физические явления здесь имеют место? Назовите их в порядке упоминания. Почему человек в колодце ответил неразборчиво? Почему он "повторил" жесты Хуана? Из французской сказки "Ночь четырех ненастий" "Через год в полночь прекрасный рыцарь снова постучался в двери замка. Вопросы и задания. Назовите тела, которые в этом отрывке а) совершают движение, б) могут совершать звуковые колебания. Почему "буря завывает, словно зверь"? Из алтайской сказки "Малыш Рькту" Из арабской сказки "Лиса, аист, лев и мул" Вопрос. Какое физическое явление вы узнаете в этом эпизоде? Из австралийского мифа "Превращение в краба" Из арабской сказки "Рассказ о Хасибе и царице змей" "И Хасиб Карим-ад-дин ушел от них и сидел один в той пещере. И стал он ударять по земле топором. И он услышал из-под топора, по звуку, что земля пустая, и, поняв, что под землей пусто, принялся копать и через некоторое время увидел круглую плиту, в которой было кольцо". Вопросы. Какие физические явления произошли в описанном эпизоде? Почему (с точки зрения физики) метод выстукивания помог Хасибу найти пустоту под землей? Какие еще применения метода выстукивания вы знаете? (Ответ на последний вопрос. При контроле целости вагонных колес, стеклянной и фарфоровой посуды в магазине, состояния легких при осмотре пациента в поликлинике.) Из мифа Древней Греции "Посейдон и божества моря" "Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури" Вопросы. Почему труба из раковины издавала "громовой" звук? Какие явления имели место в этом эпизоде. Составление задач является одним из способов научиться их решать, это: составление задач по образцу, задачи по формулам физических явлений, задачи на заданное явление, сюжетные задачи, задачи по рисунку, графику, фотографии, таблицы, тексты. Герой книги Э.Распе барон Мюнхаузен рассказывает: «Схватив себя за косичку, я изо всех сил дернул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого крепко держал ногами, как щипцами». Сформулируйте вопросы на которые можно ответить, анализируя это происшествие. Гениальный римский поэт и ученый Лукреций писал: «Молнию видим мы раньше, нежели гром ее слышим, хотя одновременно с молнией он возникает от тех же толчков и по той же причине». Гром и молния возникли на расстоянии 10 км от наблюдателя. Составьте условие задачи по этому тексту. Мог ли Лукреций решить эту задачу? Ответ обосновать. Гейне «Мавританский царь». Составьте задачу. В Маяковский. Санплакат. Что можно оценить по этой процедуре, если считать, что температура в помещении после проветривания понизилось на 2К? Имеются две пробирки, спиртовка (сухое горючее), спички. В обе пробирки налита вода. В одной из пробирок на дне железные опилки. Составьте задачу. Можно ли ее проверить опытным путем? Проверьте. (в какой пробирке вода закипит быстрее?) Для лучшего понимания естественных наук требуется проводить научные исследования. Поэтому основная причина введения экспериментальных задач и задач на смекалку – привить детям любовь к исследовательской деятельности, логическому мышлению, творческому поиску. Концентрируя внимание на понимании основных принципов, а не на механическом запоминании фактов, данная работа предлагает учащимся доступные увлекательные опыты и задачи, развивающие аналитические способности. ЗВУК.
Берем колонки музыкального центра, тарелочку из фольги (или пластика), зерна воздушного риса или кукурузы. Положив колонку вверх динамиком, ставим на него тарелку с зернами медленно увеличивая громкость, увидим «прыгающие» зерна! Выясним вопрос, почему зерна прыгают? (Звук передает им энергию колебаний) как громкость звука влияет на подпрыгивающие зерна?
Почему компьютерный диск упадет быстрее бумажного? Затем кладем бумажный диск на компьютерный и даем им возможность свободно падать. Почему в этом случае они падают одновременно? 1. Берем два одинаковых тетрадный листка. Один лист скомкаем и бросим их с одинаковой высоты. Сила трения
Силы взаимодействия молекул.
Архимедова сила, условия плавания тел. 1. Предлагается фронтальный эксперимент. Необходимое оборудование: прозрачная банка на 0,5 л, картофелина 4-5 см в диаметре, соль 150-200 г. 2. Берём прозрачный сосуд с водой и опускаем в него блюдце ребром, оно тонет. Если опускаем на воду дном – плавает. Почему? 3. «Удивительное яйцо». Опустить яйцо в стеклянный сосуд, заполненный наполовину водой. Оно плавает на поверхности. Вопрос: Как вы думаете, что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды? Подливая осторожно воду по стенке сосуда до его заполнения, учащиеся увидят, что яйцо останется на прежней высоте. Почему? 4. Перед учащимися можно поставить вопрос: одинаковая ли сила потребуется для того, чтобы удержать пустое ведро в воздухе или то же ведро, но заполненное водой, - в воде? Если учащиеся затрудняются ответить, можно предположить демонстрационный опыт. Нужны приборы: динамометр, ведерко Архимеда, сосуд с водой. Подвесив ведерко к динамометру в воздухе демонстрируем, что сила равна весу ведерка. То же самое увидим, погрузив заполненное ведерко, в сосуд с водой. Хорошо работают на развитие мышления и творческие вопросы.
Глядят на мутный ток реки, Эффектный опыт
ВЫВОД: Многолетний опыт преподавания физики доказывает, что применение на уроках простых и ярких экспериментов и опытов, сведений из смежных школьных дисциплин, качественных задач, позволяет сделать уроки запоминающимися, увлекательными и разнообразными. Источники:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Адаптация в 5 классах в новых условиях образования 5 способов испортить ребенку жизнь. Основные ошибки в воспитании детей Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены