РАЗРАБОТКИ
|
Какие методы и приемы наиболее успешно позволяют организовать учебно-познавательную деятельность учащихся?«Учитель – это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента». Обозначим проблемы, которые могут решить задачи успеваемости. Первая проблема – улучшение явки учащихся на занятия. В нашей школе многие учащиеся работают на производстве. Возникают проблемы посещения занятий. Задача педагогических работников поднять ответственность учащихся за посещения занятий, Вторая проблема – контингент школы – это учащиеся с низкой мотивацией в обучении, в основном с большими пробелами в знаниях, явно испытывающие затруднение в обучении. Учитель должен обозначить для себя проблему – в умении найти подход к каждому учащемуся, суметь распределить свое внимание на всех, но с учетом индивидуальных особенностей каждого. В учебном процессе учителя недостаточно учат учащихся способам, приемам мыслительной деятельности. Отсюда и неумение их преодолевать познавательные трудности. Третья проблема: не у всех учащихся сформирована мотивация обучения. У многих занижен интерес к знаниям, потребность к ним. Формирование положительной, социально-значимой мотивации в обучении – актуальная задача учителя. Каждому учителю предлагается выполнить к педсовету домашнее задание:
Выберите метод или прием, которому вы придаете особое значение. Сделайте его описание по схеме:
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражается все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи, с чем выделялись уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п. 1. Применение современных технологий как один из способов повышения эффективности урока, влияющий на качество обученности учащихся - первая составляющая современного урока Приложение 1: «Педагогические технологии» Задание: Определите по предложенным элементам, о какой педагогической технологии идет речь в каждом варианте. Элементы:
Элементы:
Элементы:
Элементы:
Элементы:
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Технология
Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников Приложение 2: Анкета “Положительное внимание к своей работе или общении с учащимися” (отвечайте “ДА” или “НЕТ”)
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу? Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки нему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя. Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся. Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок. Наблюдения за организацией работы показывают, как будто все есть: и задачи решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу, если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить, кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты, встречались уроки, на которых не на должном уровне строилась работа с учебником, практическими заданиями. Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся положением дел. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки учителя, но и от подготовки учащихся. К сожалению, этому вопросу не уделяют должного внимания в практической работе некоторые учителя. Между тем целенаправленная подготовка учеников к следующему уроку (или урокам) создает у них положительный психологический настрой, вызывает повышенный Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед учениками определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели учителя будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу. У каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к учебному материалу. Я думаю, вы сейчас поделитесь. Педагоги находят методы, стимулирующие учащихся к мотивации к целеполагание и процессу познания. Это преимущественно постановка какой-то проблемы, практическое задание или «столкновение» мнений учащихся вопросом или заданием. Приоритетными способами контроля в школе являются устный опрос, дополнение с места, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Значительно реже учителя используют такие виды контроля, как различного рода творческие работы (сочинения, проекты, учебно-исследовательские работы. В школе остаётся популярным репродуктивный способ организации деятельности учащихся. Но вместе с тем многие учителя используют в своей работе частично – поисковый и творческий уровень деятельности. И как росток нового, начинает формироваться исследовательский способ организации деятельности. Педагоги школы учат детей проводить рефлексию собственной деятельности, причём используют для этого различные способы, среди них выделяется способ самооценки и вопросно-ответный (Что нового я узнал на уроке? Чему научился? Что ещё осталось узнать?), учителя начальной школы применяют для рефлексии игры К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся. Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности. Методы и приемы наиболее успешно позволяющие организовать деятельность учащихся, общедидактические методы: индукция, дедукция, аналогия, метод целесообразных задач, эвристический, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный (лекция), алгоритмический, элементарных и неэлементарных задач и т.п. Все данные методы и приемы обеспечивают развитие мышления. Практически все методы и приемы используются в работе. Остановлюсь на одном из них. Эвристический метод. Эвристическим методом называется метод, при котором учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к «переоткрытию» теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач. Эвристический метод подразделяется на следующие виды:
В то же время эвристическому методу присущи следующие недостатки:
Эвристический метод следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приемов. Прежде всего помочь тем учащимся, которые не успевают решать на уроках поставленные проблемы С этой целью можно предложить заранее разработанный общий план решения проблем:
На уроках ставятся нетрудоемкие проблемы, которые успевают решить все учащиеся класса с небольшой разницей во времени. Более трудоемкие проблемы можно включать в домашние задания. Творческие задания могут использоваться в различных типах и на различных этапах урока. Например, использование творческих заданий в начале урока дают определённый настрой на работу на все 40 минут. Новый материал на уроке можно дать репродуктивным методом, а можно и поставить проблему, попросить выдвинуть гипотезу, или вжиться в образ, а затем оставшееся время проблемы решать, гипотезы проверять, делать выводы, заключения, получать образовательный продукт. Я не призываю заниматься творческими заданиями каждый урок и целый урок. Но попробовать стоит, детям понравится. Вместо традиционного дом. задания прочитать, пересказать, можно предоставить возможность пофантазировать. Рефлексия участников педсовета. Игра «Ассоциация» Слово «развитие» является одним из показателей современного урока. Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие». Р - радость рост результат Работа выполняется в группах. Рассматривается результат работы групп.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Популярные разработки
Разговоры о важном «День матери» Презентация к урокам алгебры "Функция у=x^n" 9 класс Презентация к уроку литературы "Изучение повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 10 класс Разговоры о важном «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)» Учимся решать задачи "Парообразование и конденсация" Физика - 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены