РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль педагога-наставника в проектной деятельности школьников

Мамонтова Юлия Викторовна

Актуальность темы: в условиях стремительно меняющегося мира, ориентированного на инновации и конкурентоспособность, особую актуальность приобретает формирование у школьников навыков самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и решать проблемы, работать в команде. Проектная деятельность становится одним из ведущих методов обучения, позволяющим эффективно решать эти задачи. Однако успешность ее реализации во многом зависит от профессионализма и педагогического мастерства учителя, выступающего в роли наставника для своих учеников.

Цель статьи: раскрыть многогранность и значение роли педагога-наставника в организации и сопровождении проектной деятельности школьников.

Задачи статьи:

  1. Рассмотреть сущность и особенности проектной деятельности как метода обучения.
  2. Определить основные функции и качества педагога-наставника в рамках проектной деятельности учащихся.
  3. Проанализировать эффективные формы и методы работы педагога-наставника с учениками на разных этапах проектной деятельности.
  4. Обосновать влияние наставничества на развитие универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.

Сущность и особенности проектной деятельности школьников

Проектная деятельность – это организованная учителем самостоятельная работа учащихся, направленная на решение практически или теоретически значимой проблемы, которая завершается созданием конкретного продукта и его презентацией.

Характерные черты проектной деятельности:

  • проект всегда начинается с выявления вопроса или задачи, требующей решения, т.е. наличие значимой проблемы;
  • целью проектной деятельности является создание конкретного продукта (макета, исследования, видеоролика, веб-сайта);
  • ученики сами планируют свою работу, ищут информацию, проводят исследования, оформляют результаты;
  • проектная деятельность может проводиться как индивидуально, так и в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Этапы работы над проектом:

  1. Постановка проблемы и выбор темы: определение области исследования, формулировка цели и задач проекта.
  2. Разработка плана действий, распределение ролей в группе (при необходимости), определение источников информации, сроков выполнения задач.
  3. Поиск и изучение информации, проведение исследований, создание продукта.
  4. Придание продукту завершенного вида, подготовка презентационных материалов.
  5. Публичное представление результатов работы, ответы на вопросы аудитории.
  6. Анализ проделанной работы, оценка достигнутых результатов, выявление трудностей и путей их преодоления.

Роль проектной деятельности в развитии школьников: развитие познавательной активности и самостоятельности; формирование умения ставить и решать проблемы; развитие критического мышления и исследовательских навыков; формирование умения работать с информацией из разных источников; развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде; повышение мотивации к обучению и интереса к предмету.

Роль педагога-наставника в проектной деятельности

Проектная деятельность школьников не может быть успешной без чуткого и профессионального сопровождения со стороны педагога.

1. Функции педагога-наставника в проектной деятельности:

1) Мотивационно-ориентирующая:

  • Зажигает искру исследовательского интереса у учащихся, помогая им увидеть необычное в обыденном.
  • Совместно с учениками определяет круг их интересов, помогает сформулировать тему проекта, уточнить цели и задачи исследования.
  • Создает атмосферу доверия и поддержки, вдохновляет учеников на достижение высоких результатов.

2) Организационно-деятельностная:

  • Помогает ученикам спланировать работу над проектом (составить план действий, распределить роли в группе (при необходимости), определить сроки выполнения задач).
  • Ориентирует в поиске и отборе информации, помогает критически оценить ее достоверность.
  • Знакомит учеников с различными методами исследования, помогает в выборе наиболее подходящих.
  • Консультирует по вопросам оформления результатов проектной деятельности.

3) Консультативно-экспертная:

  • Предоставляет ученикам необходимые консультации на каждом этапе работы над проектом.
  • Помогает в анализе полученных результатов, учит делать выводы, обобщать информацию, формулировать собственное мнение.
  • Готовит учеников к защите проекта: помогает в подготовке презентации, развивает навыки публичного выступления и аргументации своей точки зрения.

4) Оценочно-рефлексивная:

  • Помогает ученикам адекватно оценивать свою работу и ее результаты, формирует адекватную самооценку.
  • Развивает навыки самоанализа и рефлексии, учит анализировать свои сильные и слабые стороны, определять точки роста.

2. Качества эффективного педагога-наставника:

  1. Глубокое знание своего предмета, широкий кругозор, постоянное профессиональное развитие.
  2. Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными.
  3. Высокие коммуникативные навыки, умение устанавливать контакт с детьми разного возраста, создавать атмосферу доверия и сотрудничества.
  4. Творческий подход к работе, энтузиазм, готовность экспериментировать и внедрять новые идеи.
  5. Уважение к личности ребенка, вера в его возможности, стремление помочь каждому ученику раскрыть свой потенциал.

Эффективные формы и методы работы педагога-наставника в проектной деятельности школьников

Чтобы успешно направлять и поддерживать учащихся в проектной деятельности, педагогу-наставнику важно использовать разнообразные формы и методы работы, стимулирующие самостоятельность, инициативность и творческое мышление школьников.

1. Индивидуальные формы работы:

1) Индивидуальные консультации:

  • Позволяют ученику получить персонализированную помощь наставника по конкретным вопросам проекта).
  • Способствуют установлению доверительных отношений между учеником и наставником.
  • Дают возможность учесть индивидуальные особенности и темп работы каждого ребенка.

2) Встречи-обсуждения:

  • Регулярные встречи для обсуждения промежуточных результатов, корректировки плана работы, преодоления возникающих трудностей.
  • Помогают ученику не отклоняться от курса и соблюдать сроки проекта.

2. Групповые формы работы:

1) Мозговой штурм.

  • Групповое обсуждение темы проекта на начальном этапе для генерации идей, выбора направления исследования, формулировки гипотез.
  • Развивает умение работать в команде, уважать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения.

2) Работа в малых группах:

  • Распределение большого проекта на несколько этапов, каждый из которых выполняется отдельной группой учащихся.
  • Способствует развитию навыков сотрудничества, распределения ролей, взаимопомощи.

3) Мастер-классы:

  • Проведение занятий по освоению необходимых для работы над проектом навыков (например, поиск информации в интернете, создание презентаций, работа с графическими редакторами и т.д.).
  • Позволяют ученикам получить новые знания и умения в практической деятельности.

3. Использование цифровых технологий:

  • Совместная работа над документами в облачных сервисах. Обеспечивает удобное взаимодействие и обмен информацией между участниками проекта и наставником.
  • Онлайн-доски для визуализации идей и планирования. Помогают структурировать информацию, организовать совместную работу над проектом.
  • Видеоконференции для дистанционных консультаций. Делают возможным сопровождение проектной деятельности независимо от местонахождения ученика и наставника.

4. Презентация и защита проектов:

  • Организация школьных конференций, семинаров, выставок проектных работ.
  • Создание условий для публичной защиты проектов перед аудиторией сверстников и экспертов.
  • Формирование культуры обратной связи и взаимооценки проектных работ.

Вывод

Таким образом, педагог-наставник вдохновляет учеников на поиск ответов на нетривиальные вопросы, учит их формулировать гипотезы, планировать исследования, анализировать полученные результаты. Он показывает, что процесс познания может быть увлекательным и приносить удовольствие от новых открытий. Благодаря такому подходу у школьников формируются: критическое мышление, креативность, умение работать с информацией. В условиях растущей роли индивидуализации обучения и формирования у школьников компетенций XXI века, наставничество становится одним из приоритетных направлений развития современного образования.

Список использованых интернет-ресурсов

1) КиберЛенинка: [ https://cyberleninka.ru/ ],
2) eLIBRARY.RU: [ https://elibrary.ru/ ],
3) Журнал "Народное образование": [ http://www.narodnoe-obrazovanie.ru/ ],
4) Федеральный институт развития образования (ФИРО): [ https://firo.ru/ ],
5) Федеральный портал "Российское образование": [ https://edu.ru/ ],
6) Московский центр качества образования (МЦКО): [ https://mcko.ru/ ],
7) Центр педагогического мастерства (ЦПМ): [ https://sgo.spb.ru/ ],
8) Сайт "Метод проектов": [ http://www.prometheanplanet.com/ru-ru/ ]

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены