РАЗРАБОТКИ
|
Создание условий для развития учебной мотивации учащихся при изучении математики(Из опыта работы Митрофановой Е.А.) Я, как и любой учитель, хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались моим предметом – математикой. Для этого надо создавать все условия для развития учебной мотивации учащихся при изучении математики. Обучение математике - это в первую очередь решение задач. Поэтому задачи выступают как главное средство мотивации учащихся. Умение решать задачи - критерий успешности обучения математике. Факторы способствующие развитию учебной мотивации учащихся средствами задач:
Формы организации учебно-познавательной деятельности, способствующие развитию учебной мотивации учащихся:
Я приведу лишь несколько примеров из моей практике, где дети активно, включаются в учебную деятельность, что способствует формированию положительной мотивации к изучению предмета. В 5-6 классах – ребятам очень нравиться курс «Наглядная геометрия», это пропедевтический курс для изучения геометрии в 7-9 классах. Сегодняшние 8-классники часто вспоминают то, с чем они встречались ранее. Например, изучаемые темы 8 класса «Параллелограмм», «Осевая и центральная симметрия» встречались на занятиях в 6 классе. Причем на занятиях в 6 классе ребята сами вырезали фигуры, производили опыты и делали выводы на основе своих исследований. Все учащиеся были включены в практическую исследовательскую деятельность: вырезали геометрические фигуры, перегибали их, сравнивали, делали выводы — пропедевтический материал мотивировал учащихся на углубленное и расширенное изучение данных тем в 8 классе.) При изучении темы в 6 классе: «Перпендикулярные прямые», после работы с определением, с построением в тетради и с помощью чертежного треугольника и транспортира перпендикулярных прямых , проводилась работа над свойствами перпендикулярных прямых. Для этого было предложено решить следующие задачи с использованием моделей прямых ( можно взять карандаш или ручку). Задание 1: Постройте в тетради прямую и точку, не лежащую на прямой. Сколько прямых, перпендикулярных данной можно провести через эту точку? Задание 2: Учащиеся начертили только одну прямую. Я сказала о существовании еще прямых, перпендикулярных данной и проходящих через заданную точку, которую можно найти с помощью модели. Поиск решения вызвал интерес у многих учащихся, но, когда я сказала, что первый, кто найдет такую прямую, получит «5» по математике, то к поиску подключились и дети с пониженной мотивацией. Работа затянулась, я предложила подсказку, но дети хором ответили «Нет» и продолжали искать. Ребята пробовали, ошибались, но безучастных не было. Время на внеурочке позволяло заниматься творчеством , в отличии строгих рамках урока. В результате «5» досталась одной ученице, а ребята увидели простоту решения задачи. Мотивирует учащихся и межпредметная связь на уроках математики. Например: 1. Из-за необходимости практического применения на уроках физики темы «Производная» , учащиеся 11 класса в большей степени были мотивированы на изучение нового для них раздела математического анализа. 2 На занятиях внеурочной деятельности в 6 классе «Наглядная геометрия» переставив темы, мы начали изучать тему «координаты» , которая проходится по учебному плану в конце учебного года, учащиеся сами попросили объяснить тему «Координаты», так как с данной темой они встретились на уроках географии в начале учебного года, и это мотивировало детей с интересом изучить данную тему.. Для повышения интереса к данной теме использовалась игровая форма работы, работа в парах. Ребята с удовольствием играли в «Морской бой». Для понимания новой темы было изменено расположение координат кораблей. С взрослением учащихся должны привлекать не только игровые формы работы и занимательные упражнения. Я стараюсь, чтобы ребята испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбили думать, преодолевая трудности. Этому способствует, например, серия проблемных вопросов при решении конкретной задачи, рассмотрение разных способов решения и выбор рационального. Я не останавливаюсь на этом виде деятельности, так как приводить математические примеры из старших классов трудно для восприятия данной аудиторией. Эти вопросы мы рассматриваем на методических объединениях учителей математики. Особенно мотивирует учащихся к изучению предмета — контроль и самоконтроль знаний. Для разных классов подходят разные формы контроля, здесь и без оценочные уроки, и накопительные оценки, зачетная система, где задания обязательно дифференцируются. - В 11 классе ребят привлекает следующая работа: проведение математических диктантов по основным вопросам тем (блиц-опрос) . Выполненную работу на проверку можно сдать по желанию, но с обязательным выставлением оценки, сразу же проводится проверка. После первого такого диктанта даже слабые учащиеся понимали, что можно заработать хорошую оценку, продемонстрировав свои знания. Только при этом, чтобы быть уверенным в своих знаниях, надо лучше разобраться в данной теме. - С началом новой темы практикую так называемую собирательную оценку. На протяжении 3 - 5 уроков делаю 5-минутный опрос по основным моментам домашнего задания. Собираются баллы. В результате выставляется 1 оценка. На этом этапе даю возможность исправить результат. - В своей практике использую зачетную систему по геометрии. За 2-3 недели вывешиваются вопросы и задачи к зачету. Учащиеся готовятся, могут обратиться за помощью и к одноклассникам и ко мне. Задания к зачету дифференцированы (базовый, продвинутый и высокий уровни). Многие учащиеся с начала изучения темы заводят тетрадь, куда заносят теоремы с доказательством, нестандартные задачи. - При изложении нового материала обязательно проверяю степень понимания основных элементов излагаемого материала, и очень важно, чтобы каждый ученик знал критерий оценки изучаемой темы и обязательно знал уровень своих знаний и имел возможность совершенствовать их. Пример: В 8 классе всю 1 четверть по алгебре изучали тему, связанную с преобразованием выражений. Сначала учились складывать и вычитать, потом – умножать и делить. Эта работа сложна тем, что целиком опирается на изученный материал 7-го класса, требует внимательности, умения видеть и применять нужные алгоритмы, и, конечно, тренировка. Использую прием подготовки к самостоятельной деятельности. Провожу урок без оценок. Ребята хорошо знают такие уроки. Обычно они проходят перед проверочными или контрольными работами. У них нет волнения, что могут спросить на оценку, застать врасплох, когда он увлечен решением задачи. Ребята получают ответы на любые вопросы. Я, используя наводящие вопросы, помогаю разобраться с затруднениями. Важно, что каждый ученик работает самостоятельно в своем темпе. Слабый ученик разберется с 1-2 номерами. Сильные дети – 5-6 номеров. ( Номера даются в порядке усложнения). К доске выходят по желанию, обычно просятся те, у кого есть затруднения. Остальные отрабатывают на местах, сравнивая решения с соседом по парте, по возможности объясняют друг другу. Стараюсь проверить работу каждого за урок. Самые сложные моменты выносятся на общее обсуждение. Анализируем все вместе причину появления ошибки. Здесь важно учащимся показать свою заинтересованность в успехе ребят. Я хвалю даже за маленькое продвижение слабых учеников. Результатом работы является:
Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены