РАЗРАБОТКИ
|
От «Судьбы» к «случаю» (Опыт работы с ранними вариантами художественного текста на уроке литературы в 8 классе)Не секрет, что внимательное, вдумчивое отношение к художественному тексту – залог успешного формирования читательской культуры. К сожалению, на уроках литературы нередко не остается времени на то, чтобы всмотреться в Слово, понять и прочувствовать его значение в художественном целом. Часто крайне важно отказаться от «велосипедного» чтения в пользу медленного, глубокого общения с художественным текстом, который благодарно откроет внимательному читателю свои секреты. Один из путей работы с художественным словом – изучение ранних редакций и вариантов текста. Этот процесс подобен работе археолога, который, следуя за писателем от слова к слову, прослеживает изменения текста от первоначального варианта к окончательному. И нередко они отличаются не только стилистически, но и – что более важно – содержательно. Мы становимся свидетелями того, как кристаллизовался авторский замысел и, соответственно, глубже и отчетливее его понимаем. Интересный опыт такого исследования получился у нас на завершающем уроке по повести А.С.Пушкина «Метель». Дело в том, что в повести «Метель» важную роль играет мотив Судьбы, и в тексте он имеет четкое словесное выражение. Сюжет повести, как и других историй-анекдотов. Входящих в «Повести Белкина», прост, но насыщен различными перипетиями. С самого начала мы понимаем: герои вынуждены противиться судьбе. Марьи Гавриловна – дочь состоятельного помещика, армейский прапорщик по имени Владимир беден. Влюбленные были уверены, что воля родителей станет преградой на пути к их счастью, а потому выход видели один - венчаться тайно, а потом «броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их». Судьба устраивает иначе. Марья Гавриловна и Владимир попадают в метель. Владимир не доезжает до церкви, а девушку венчают с другим, которого спустя года она встречает, и именно с ним, Бурминым, обретает свое счастье. С точки зрения читательского восприятия повесть делится на две части6 в первой метель – олицетворение злой силы, которое мешает любви героев, во второй – воплощение мудрой силы, которая устроила судьбы героев так, как было им уготовано. Развязка «Метели» обнаруживает дальновидность Судьбы, Провидения, которое недоступно для понимания героев, но в итоге именно оно определяет их жизнь. Но всегда ли писатель отводил метели-судьбе именно такую роль? Любопытно, что изначально Судьба осмыслялась автором иначе, что можно обнаружить, обратившись к ранним вариантам текста. Первая группа выявленных текстовых различий объединяется представлением о свободе воли.
Во второй группе оказались примеры, объединенные прямым упоминанием судьбы в тексте.
Наконец, обратимся к фрагменту, имеющему наибольшее число вариантов. Рассмотрим сначала варианты текста. Вариант 1: «Ямщику вздумалось спросить у меня, не прикажу ли ехать рекою что должно было сократить мне путь тремя верстами – мы поехали рекою». Идея спросить совета ездока кажется не самой здравой, однако решение принимает Бурмин, чья судьба и решается в метели. И что-то в нем, движимое Судьбой, принимает решение ехать рекою. Именно в результате этого интуитивного решения они сбиваются с большой дороги и прибывают туда, где и состоялось венчание. Вариант 2: «С большой дороги невозможно было сбиться - но моему ямщику вздумалось спросить у меня не прикажу ли ехать рекой, что должно было сократить мне путь тремя верстами. Я приказал, и мы поехали рекою». Еще более насыщенная отсылками к судьбе вариация текста. К сказанному выше добавляется еще одно. «Невозможно было сбиться» - констатация факта, закон, который герой в повести вскоре нарушит. Было невозможно, а именно он сбился с пути, потому что так, видимо, было суждено. Наконец, фрагмент из окончательной редакции: «Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами». Здесь решение сократить путь принимает ямщик – опытный извозчик, и это решение у читателя не должно вызывать удивления. Несомненно, путников направляет судьба, но в этом фрагменте ее влияние неосязаемо, неощутимо. Сравнив варианты текста, мы понимаем, какова же она – судьба в понимании А.С.Пушкина. Мы отчетливо видим. Что в окончательной версии текста судьба становится менее заметной, но при этом не снижается ее значимость. Как писал М.О.Гершензон, в повести А.С.Пушкина «Метель» можно наблюдать изображение «жизни-метели не только как властной над человеком стихии, но как стихии умной, мудрейшей самого человека» [1; 312]. И эта стихия в окончательной редакции не похожа на грозного бога, суровое и беспощадное провидение. Что удивительно - мы отчетливо видим: герои действуют самостоятельно. Но все их действия, взвешенные, самостоятельные, свободные, в конце концов включаются в общий замысел Судьбы. Марья Гавриловна, Бурмин, Владимир поступают не так, как должны, но Судьба в развязке расставляет все на свои места в соответствии с тем, что было каждому из них предназначено. Таким образом, умнейшая и мудрейшая Судьба-метель, конечно же, управляет жизнью человека в этой повести, но воля Судьба тем не менее не лишает его права делать выбор и поступать самостоятельно. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены