РАЗРАБОТКИ
|
Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературыГлавным источником развития каждого человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Люди, читающие быстрее, схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои мысли. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Поэтому перед учителем ставится очень важная задача – привить интерес учащимся к чтению, научить их читать. Это отражается в нормативных документах. Неслучайно, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Под смысловым чтением понимается процесс восприятия текстовой информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
Мой опыт позволяет выделить этапы работы с учащимися. На первом этапе в 5-6 классах необходимо выделить главное в тексте, составить примеры, аналогичные приведенным в тексте, найти в тексте ответ на поставленный вопрос, грамотно пересказать прочитанный текст. Умение составить план прочитанного текста, воспроизводить текст по предложенному плану, пользоваться образцами решения задач, запомнить определения, схемы, алгоритмы – это составляющие второго этапа для учащихся 7 - 8 классов. Третий этап определяет работу с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами), необходимо использовать новую теорию в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждать научными фактами, конспектировать содержание новой темы. Это выполняют учащиеся 9 – 11 классов. На уроке работа с текстом строится по трём направлениям: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Первый этап ориентирован на постановку цели и задач чтения, актуализацию или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализацию предшествующих знаний, диагностику, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, включение механизма антиципации - прогнозирования содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирования умения и привычки думать над книгой до чтения. Наиболее продуктивными являются стратегии: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса», «Алфавит за круглым столом» Целью второго этапа работы с текстом является выдвижение гипотезы о содержании читаемого материала, подтверждение или отклонение гипотезы, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю, насколько хорошо понимаю прочитанное. Стратегии «Чтение в кружок» (попеременное чтение»), «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками» помогают достичь результата. Работа с текстом после чтения – третий этап. Он предполагает применение, использование материала в различных ситуациях, формах, сферах, включение тематического материала в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного. «Отношение между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист» - вот, где происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию является целью смыслового чтения. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Как примерно может строиться работа по формированию навыков смыслового чтения на уроке литературы? Для примера использую текст Е.И. Замятина «Огненное А». Предлагаю использовать несколько стратегий смыслового чтения, которые расширяют предметную область и формируют важнейшие метапредметные умения. До работы с основным текстом Замятина применяю стратегию «Направленное чтение». Целью этой стратегии является формирование умения целенаправленно читать учебный текст. Для того чтобы представить личность незаурядного автора и понять его произведение, можно поработать с текстами, которые содержат фрагменты биографии писателя, воспоминания о нём Юрия Анненкова, а также текст о значении чтения. После знакомства с текстами, необходимо обсудить в группе предложенные вопросы. - Актуально ли чтение? для чего нужно читать книги? - Что вы можете сказать о писателе Е. И. Замятине после прочтения текста? «Читаем и спрашиваем» - это следующая стратегия, которая формирует умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы и работать в группах. Прочитав текст Е.И.Замятина «Огненное А», следует сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответы. К примеру, Почему А - «огненное»? Почему взрослые изображены «глупыми»? Почему «А»? Можно ли назвать героя рассказа Вовочку нашим современником? Чему может научить рассказ? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к основным событиям рассказа, его сюжету. А для этого воспользоваться теоретическим материалом и провести словарную работу. Работа со словом обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё и развивает орфографический навык. При изучении новых терминов на уроках литературы прибегаю к такому приёму как словарная работа. Следующий этап в формировании умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами - это стратегия «Чтение с пометками». Осуществляется работа с сюжетом произведения. Для 1 группы - задание: заполнить таблицу и составить, используя материал из таблицы, рассказ, в котором должен быть предан сюжет произведения.
Для 2 группы – задание: обсудить, почему именно буква «А». (Варианты ответов: первая, главная; легче строится, это эмоциональный сигнал, может быть названа капитаном, придаёт важность, лучше видна, понятна, похожа на шагающего человечка) Для 3 группы – задание: обсудить, почему «А»- огненная. (Она лучше видна, марсиане привыкли к красному цвету, марсиане видят тепло, привлекают знания истории; можно предположить, что во всех языках есть эта буква, что есть один земной язык, по принципу: сказал «А», скажи и «Б». И тогда начнётся что-то новое. Мальчики стремятся к началу эпохи). На данном этапе формируются способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, дать оценку той информации, которую получили, или оценить героев произведения, о которых прочитали. Такая работа позволяет вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научиться строить свой текст. Чтобы построить свой текст, можно использовать прием «Свободный микрофон». Этот прием учит задавать вопросы разных типов, опираясь на смысл прочитанного, прогнозировать развитие сюжета. Учит способам переработки информации. К примеру, вопросы по содержанию текста могут быть такими: В ходе работы - размышления над вопросами определяется основная идея рассказа: Добиться цели, чего бы это ни стоило. А работа с ключевыми словами помогает в этом. К чему надо стремиться в жизни? Ответить на этот вопрос поможет прием, который называю «Дневник моих записей». При работе с текстом возможен один или несколько видов деятельности: задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы и обобщения, выписки, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию), составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графические схемы, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации. Завершая работу с текстом, необходимо выполнить по группам такие задания:
Работая с текстом Е.И. Замятина «Огненное А», формированы следующие результаты обучающихся: личностные:
метапредметные:
предметные:
Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование. В заключение, размышляя о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете учит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.
Читайте также:
pixabay.com
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены