РАЗРАБОТКИ
|
Формирование умения смыслового чтения как основного метапредметного результата обученияМы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Наше общество стало информационным. Произошла смена способов производства, меняется и мировоззрение людей. Люди все чаще используют такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии». В современном мире с каждым годом информация постепенно становится одним из наиболее ценных ресурсов благополучия и влияния. С каждым днем она все ощутимее приобретает характеристики полноценного товара: ее покупают как ресурс для своей работы и продают как готовый продукт (научная статья, дипломная работа, аналитический прогноз, готовый сайт и т. д.). Перед современной педагогикой стоит очень важная задача— воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно влиться в современное информационное общество. Человек, живущий в информационном обществе, должен обладать определенным уровнем информационной культуры. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией. Выделяют следующие компоненты умения работать с информацией:
По результатам проведенных исследований (таких, как PISA, TIMSS и др.) были обозначены проблемы в формировании грамотности чтения, а именно слабую способность обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, а также большую трудность составляет использование учащимися прочитанной информации в разных жизненных ситуациях. Именно поэтому в новых Федеральных государственных образовательных стандартах вопросу формирования навыков смыслового чтения и работе с текстом уделяется особое внимание. Связующим звеном всех учебных предметов является текст. В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя:
Цель смыслового чтения заключается в том, чтобы максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. В следствии этого учащийся будет способен работать с этой информацией, представить эту информацию в другом виде, применить полученные данные на практике и т.д. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Выделяют следующие этапы работы с текстом:
Приведем некоторые методы и приемы реализации каждого из этапов работы с текстом. 1 этап. Вызов. В начале урока можно учащимся предложить игру «Попробуй найти!», в ходе которой учитель сообщает классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике. Учитель просит открыть учебник на определенной странице и посмотреть какие задания предстоит решать на уроке, сформулировать тему, по которой необходимо выполнить задания? Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте. Приём «Корзина идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом делает записи высказываний учеников на доске, чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы. Этот приём научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно –исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой. Приём «Верите ли Вы?» может быть началом урока. Ученикам предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Приём «Ромашка Блума», заключается в том, что учащимся задаются 6 типов вопросов по прочитанному тексту.
3 этап. Работа после чтения. На этом этапе учащимся можно предлагать следующие задания:
На собственной практике я столкнулась с рядом проблем:
Следовательно, для того, чтобы обучающиеся достигли всех планируемых результатов обучения и успешно прошли государственную итоговую аттестацию, необходимо уделять особое внимание формированию навыков смыслового чтения. Так как этот навык является метапредметным результатом обучения, значит его формированием должны заниматься абсолютно все учителя предметники.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены