РАЗРАБОТКИ

Другие модули


КСО на уроках русского языка

Коллективный способ обучения на уроках русского языка
Из опыта работы
Учитель русского языка
МОУ «Уолбутская СОШ им. С.Ф.Маркова»
Абыйского улуса Республики Саха (Якутия)
Слепцова Надежда Ильинична

Занятие в разновозрастной группе предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке занятия. Главными помощниками становятся наиболее активные и подготовленные учащиеся, лидеры, которые могут взять на себя обязанности консультанта.
На первом этапе потребовалось немало усилий, чтобы подготовить консультантов к организации занятия. Работа консультантов и контроль над их деятельностью должны ведутся на протяжении всего периода подготовки к занятиям в разновозрастных группах. В дальнейшем, по мере приобретения опыта руководства разновозрастными группами, консультации педагога становятся более оперативными. Затраты усилий и времени учителя на первых этапах компенсируются тем, что он постепенно передаёт ряд функций старшим ученикам и имеет больше возможностей для творческой деятельности и индивидуальной работы с учащимися, имеющими особые проблемы, а также с одарёнными детьми.
Для качественной организации работы учащихся на занятии необходимо подбирать необходимую литературу, наглядный и методический материал, документы по данной тематике. Причём, принимая во внимание факторы времени и загруженность учащихся, предлагаю консультантам адаптированную и подготовленную информацию в виде ксерокопий, дидактического раздаточного материала. Необходимо подготовить комментарии, поясняющие схемы, таблицы, наглядные средства, которые предусматривают не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию (по выбору учащихся) в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы, методики для проведения рефлексии.
Эффективным является обучение, когда цель, поставленная учителем, становится целью самих учащихся. Процесс познания происходит более активно и глубоко. Стремление разобраться в каком-либо вопросе побуждает учащихся к исследовательской работе. Поэтому во многие уроки включаю лингвистический эксперимент, развивающий не только мышление, но и языковое чутьё. Один из приёмов создания мотивации изучения темы – приём «открытия детьми темы», опирающийся на желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме; ответить на вопрос, возникший в ходе учебного процесса. Главное – не давать детям знаний в готовом виде. На уроках организую работу в группах или в парах, направленную на открытие нового знания.
Чтобы учение было посильным для всех детей, используют разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Предоставляю детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания.
Когда в классе чётко налаживается самоуправление, то деятельность учителя облегчается. Некоторые методики коллективных занятий не требуют постоянного присутствия учителя (например, методики взаимопередачи тем, взаимопроверки индивидуальных заданий, методика Ривина). На таких занятиях координирую работу разновозрастной группы, обеспечиваю переход учеников из одной группы в другую в случае выполнения какой-либо работы. Попеременно работаю с разными группами: читаю лекцию в группе и даю ребятам вопросы для её самостоятельной проработки, контролирую, как идёт работа в парах, принимаю зачёт у третьей группы.
Практикую работу в парах сменного состава по карточкам.
В настоящее время существует много методик работы по карточкам в парах сменного состава, разнообразны и сами карточки. Приведём пример карточки, состоящей из трёх частей:
1. Один или два вопроса по теории с указанием страницы, на которой ученик может найти ответ.
2. Диктант.
3. Грамматическое задание.
Сначала каждый знакомится со своей карточкой, выполняет упражнения. Затем выбирает партнёра и задаёт вопрос: «Будешь спрашивать или отвечать?» Один ученик ставит вопросы, второй отвечает на них. Если возникают затруднения, оба находят ответы в учебнике. Затем спрашивавший диктует, второй пишет под диктовку. Первый проверяет диктант, подчёркивая ошибки. Второй исправляет, первый под контролем диктовавшего исправляет ошибки. 3-е задание второй выполняет самостоятельно. Первый проверяет, при необходимости исправляет, объясняя правила.
После того как работа по карточке спрашивавшего завершена, так же работают по карточке второго. Затем они обмениваются карточками, и каждый приступает к совместной работе с новым партнёром. Но теперь каждый из них проверяет другого по той карточке, по которой проверяли его. Он был учеником, теперь становится учителем. И т.д.
Образец карточки:
К-1
I. – Что такое имя существительное? (с.67)
– Расскажите о собственных и нарицательных существительных.
II. Диктант.
Перед нами была большая лужайка с высокой травой, с белыми медуницами, с иван-чаем, с высокими лиловыми колокольчиками. Был полдень. Порхали цветистые бабочки, стрекотали кузнечики, летали стрекозы. Блистал под солнцем небольшой пруд. А немного поодаль колыхалась зелёною волною озимая рожь.
III. Выпишите имена существительные, подчеркните нарицательные неодушевлённые существительные.

К-2
I. – Расскажите о родах имён существительных. (с.67-70)
– Как определить род существительного?
II. Диктант.
Лайка Тайга любила осеннюю охоту. Легко найти отметки, где клевали ягоды тетерева, чёрные глухари. Только смотри да смотри!
Над болотом стелется дым от выстрелов, и Тайга бросается отыскивать упавших птиц. Хорошо, если сразу удастся отыскать птицу. А то приходится бегать за подранком по кустам, болотам.
III. Выпишите имена существительные, определите род.
Использую карточки взаимообмена по методике Мкртчяна – Литвинской
Допустим, учеников в группе шесть. Каждый ученик имеет свою карточку, в которой даны два или три задания, и с этой карточкой он в качестве обучающего и проверяющего обходит по очереди каждого из пяти товарищей по группе, не обмениваясь при этом с ними карточками. Ему приходится свою первую задачу пять раз объяснять и записывать в тетради своих партнёров, столько же раз проверять правильность решения второй задачи. Это имеет свои преимущества: ученик закрепляет способ решения хорошо известной ему задачи, увереннее объясняет и ведёт запись в качестве обучающего.
Можно использовать методику работы по вопросникам. Составляю вопросник на повторение программного материала, размножаю и раздаю ученикам. На уроке ученики читают вопросы и находят ответ на каждый в учебнике (стр. указаны в вопроснике). Когда ученики дают правильный ответ, предлагаю подтвердить его примерами своими или из учебника. Когда вместе с классом прорабатываем 9-10 вопросов, предлагаю ученикам поработать в парах, где будет происходить диалог: каждый спрашивает партнёра по всем вопросам и добиваться от него правильных ответов. После повторения теории ученики выполняют одно или два примера с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.
Применение методики КСО позволяет реализовать принцип взаимообучения. Однако это возможно только в том случае, если учитель тщательно готовится к каждому уроку, обдумывает содержание и формы совместной работы учащихся.
Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
1 плп • 22:57, 22.02.2013

Интересная работа, рациональное зерно в ней есть.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены