РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Специфика средств выражения грамматического отрицания на примере произведений А.П. Чехова

Любое выражение, сказанное человеком, может нести как положительное значение, так и отрицательное. Категория отрицания очень важна и не только для русского языка, но и для других, так как может во всех отношениях изменить смысл предложения.

Cрeдствa вырaжeния oтрицaния в разных языках разнообразны, в частности, синтаксически конкретизированы. Например, предикатное отрицание может отличаться от отрицания при имени; разные видовременные и модальные формы глагола могут иметь разные отрицательные показатели, и т.д.

В русскoм языке есть признак отрицания с максимально широкой cочетаемостью – частица не: не пришел, не выиграл, не русский и т.д. Отрицание выражается также частицей ни (на небе ни облачка; ни слуху, ни духу), местоимениями и наречиями с ни- (никто, ни о чем, никогда), предикативными местоимениями с не- (негде, некому), словами нет, нельзя и другими предикативами, прилагательными и наречиями с префиксом не- (невозможно, нежелательный, незнакомый, немного,). Есть словообразовательные элементы, которые содержат в своей семантике отрицание (беззлобный) или, во всяком случае, идею отмены прежнего состояния (разлюбить, отклеить).

В трилогии А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» - активно употребляются отрицательные предложения, которые играют важную роль в определении характеров героев. Всё это определяет актуальность темы.

Отрицание в языке является одной из самых важных проблем общей лингвистики, особенно с точки зрения соотношения содержания и формы, то есть структуры предложения и мысли, которую он выражает.

При интерпретации категории отрицания ученые следуют двум основным подходам: концептуальному и формальному. При понятийной интерпретации отрицание понимается как свидетельство небытия, несуществования изучаемой ситуации, либо безучастность явления, признака или предмета к сообщаемой ситуации. При формальном подходе отрицание рассматривается с синтаксической точки зрения. Например, К. Д. Дондуа, сторонник формального подхода, называет такое предложение отрицательным, в котором есть отрицательная частица.

Изучая категорию отрицания, А.М. Пешковский подчеркивал ее «колоссальное психологическое и главным образом логическое значение (ведь утверждение и отрицание взаимно обусловливают друг друга, а где нет утверждения, там нет и истины, там нет человеческой мысли)» [9. с.386].

Отрицание нельзя рассматривать только как способ оспорить, запретить или опровергнуть мнение участника общения. Смысловое значение отрицаний неоднозначно. Помимо общего значения, отсутствия предмета, признака, действия и т. д. существует множество частных значений: противоречия, неприятия, осуждения, отказа, предупреждения, непонимания, опасения, порицания, нежелательности, угрозы, невозможности осуществления чего-либо, подтверждения отрицания. В современной лингвистической литературе нет единого и точного определения места отрицания и отрицательных предложений среди других лингвистических явлений. В самом совершенном определении отрицания необходимо учитывать не только его содержание, но и методы выражения.

Такое определение отрицанию дал в своей работе А.М. Пешковский: «Отрицание – выражение при помощи лексикофразеологических, синтаксических, грамматических, фонетических средств языка того, что связь установленная между элементами высказывания, реально не существует, при этом содержание, первоначально заключенное в данном высказывании, заменяется на противоположное ему» [9.с.44-45].

Также достаточно подробно «отрицание» описано в труде датского лингвиста О. Есперсена «Философия Грамматики». Он вкладывал чувство отвращения, неприязни, говоря об «отрицании».

По мнению О. Есперсена и отечественного ученого А.А. Потебня, отрицание – это коммуникативный процесс, который отвергает или исправляет мнение собеседника, то есть отрицание-это акт речи, целью которого является опровержение мнения собеседника, а не передача новой информации. Категория отрицания в языке характеризуется сложной системой средств выражения. В классической грамматике средства выражения отрицания по причине своей разнородности рассматриваются в разных частях лингвистического описания – лексикологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.

Категория отрицания является одним из древних явлений в языке, причем выражается в них самыми различными способами:

  1. при помощи специальных средств выражения отрицания
  2. без употребления специальных языковых единиц – в таком случае отрицание носит имплицитный характер и содержится в самой семантике слова.

В соответствии с этим В.И. Бондаренко в своей известной работе «Отрицание как логико-грамматическая категория» выделяет два средства выражения отрицания в языке: эксплицитный (формальный) и имплицитный (скрытое отрицание) [5.с.139]. Его классификация основывается на степени проявления отрицания.
Эксплицитный (лат.explicite – явно, открыто). Таковыми являются отрицательные аффиксы, частицы, местоимения и наречия, служебные глаголы, а также союзы и предлоги (послелоги) [5.с.79].

Имплицитный (лат. implicite – включая, в том числе) – содержащийся внутри, внешне не проявляющийся, неявный.

«Эксплицитный и имплицитный способы выражения отрицания представляют собой два равнозначных проявления сути одной языковой категории, одно и то же отрицательное значение, как правило, можно выразить и при помощи формальных показателей отрицания, и имплицитно, ср.: «Вам необходимо прочитать эту книгу». «– Я не буду ее читать" / «Стану я ее читать!»» [7.с.7]. Эти синтаксисты выделяют еще один способ имплицитного выражения отрицания – риторические вопросы и восклицания. Способность которых заключается в выражении яркого, эмоционального отрицания, когда в них отсутствуют отрицательные элементы. Среди лексических средств имплицитного отрицания выделяют слова, фразеологические обороты и словосочетания с отрицательным значением, которые не имеют соответствующих положительных форм.

Например:

  1. риторические вопросы и восклицания с начальной частицей чтобы: "Чтобы я первая пошла и помирилась?!";
  2. риторические восклицания с препозитивным использованием вопросительно-относительных слов и частиц разве, неужели: "На что мне сережки ваши, у меня и так полон туалет" (А.Н.Островский);
  3. структуры с определяющим словом какое (какой, какая): "Ну какой он учитель!" Отрицание в данном случае определено своеобразной интонацией, порядком слов и контекстом.

Риторический вопрос, выражающий отрицание, употребляется всегда в ответной реплике.

Как известно, в русском языке предложения по модальности делятся на утвердительные и отрицательные. Также существуют разные средства выражения отрицания: общее и частное. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Впервые вопрос о выделении двух типов отрицательных предложений в зависимости от того, какой член предложения имеет отрицание, был выдвинут А.М. Пешковским. Предложения, содержащие отрицание с предикатом, обычно называются отрицательными, а с утвердительным сказуемым, но с отрицанием при каком-либо другом члене предложения – частноотрицательными [9.с.387]. В работах сторонников А.М. Пешковского также прослеживается тенденция связать отрицание с отношениями между подлежaщим и скaзуемым. Подробное описание отрицательных структур мы также видим в работах А.Н. Гвоздева.

Он анализирует два типа отрицательных предложений.

В первую группу входят такие предложения, которые выражают полное отрицание и характеризуют их как общеотрицательные. В таких предложениях общее отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым (ветер не дует; он не болел).

Вторую группу образуют частноотрицательные, в которых мы встречаем неполное отрицание. Предложение заключает в себе утверждение, однако ограниченное в том или ином отношении. Частица не может находиться перед любым членом предложения, кроме сказуемого (Письмо написал не Орлов). В данном предложении констатируется: письмо было написано, но отрицается лишь то, что он написан данным лицом [6.с.45].

Теперь, когда мы более подробно познакомились с категорией отрицания, хотелось бы для закрепления темы обратиться к тестам великого русского писателя, А. П. Чехова.

Выбранные тексты богаты материалом для иллюстрации выражения отрицания. Применяя классификацию Н.Ю. Шведовой, мы выделили пять способов выражения отрицания. Далее детализировали средства выражения отрицания на эксплицитные и имплицитные, опираясь на классификации В.Н. Бондаренко и Е.Г. Казимянец.

А. Чехов использует следующие средства отрицания в своих произведениях:

  1. частицу НЕ;
  2. местоимения и наречия, начинающиеся на НИ-;
  3. предикативы НЕТ, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО
  4. наречие ВОВСЕ
  5. слово НЕ БЫЛО

Приведем примеры предложений с различными средствами выражения общего отрицания:

частица не:

  • он же был очень набожен, и религиозные убеждения не позволяли ему жить так;
  • Алехин и прислуга не уходили из дому;
  • мы с вами не поджигали;
  • я не оставлял в покое ни одного клочка земли. Общеотрицательные предложения, так как отрицание перед глаголом имеет общий характер.

местоимения и наречия с префиксом не- и ни-, которые несут значение полного отрицания, таких как:

  • если же никого не было дома, то я оставался и ждал;
  • но никакие силы не заставили бы меня взять у Лугановичей. Да что говорить об этом!
  • в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно.
  • купальня у меня, как видите, хорошая, отец еще строил, но мыться как-то всё некогда.

частица ни входит в структуру собственно отрицательных предложений:

  • но из всего, что говорили, не было ни одного слова правды;
  • о чем бы я ни говорил, она не соглашалась со мной;
  • с Лугановичем я был знаком мало, только официально, и ни разу у него не был;
  • во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги.

Здесь отрицается наличие даже одного из элементов того или иного множества или даже самой малой части чего-то целого.

Итак, отрицательные местоимения и наречия выражают отрицание наличия объекта (то есть его отсутствие, несуществование) вообще или в той или иной его количественной (например, никого) или качественной (например, никак) определенности.

Отрицательные конструкции, в которые входят слова категории состояния нельзя, невозможно встречаются редко:

  • нет, больше жить так невозможно!;
  • представьте, это оказалось невозможным;
  • что она моя, что нам нельзя друг без друга;
  • постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, — пища не постная, но и нельзя сказать, чтобы скоромная; вдруг понадобилось женить этого Беликова, которого даже и вообразить нельзя; и раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя.

Слово нет (отсутствие субъекта, при этом субъект может конкретизироваться) также встречается в текстах крайне редко:

  • что я и сестра катаемся на велосипеде, никому нет до этого дела!;
  • он лежал под пологом, укрытый одеялом, и молчал; спросишь его, а он только да или нет — и больше ни звука;
  • в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно.

Не было:

  • Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках;
  • он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было;
  • Вареньки не было дома, застал он только брата.

Анализируя рассказы А.П. Чехова мы выяснили, что в текстах писателя преобладают общеотрицательные предложения, в которых используются разные грамматические средства: отрицательная частица не при глаголе, отрицательные местоимения и наречия с не, предикативы нет, нельзя, невозможно.

Предложений с частным отрицанием в текстах А. Чехова употребляется значительно меньше:

  • Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле;
  • но почему-то в каждой из них непременно был крыжовник;
  • жил он скупо: недоедал, недопивал.

В текстах А.П. Чехова можно отметить разнообразие средств выражения отрицания. Нами отмечены различные грамматические средства отрицания.

Отрицательные предложения, встречающиеся достаточно часто в текстах русского писателя, участвуют не только в организации смыслового значения повествования, в раскрытии темы и идеи произведения, но и выполняют ряд экспрессивных функций. Прежде всего, следует отметить создание антитезы – контрастного сопоставления фактов действительности. Как правило, материальным выражением данной фигуры становятся отрицательные и усилительные частицы.

Приведем примеры подобных конструкций:

  • не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар;
  • но дело не в нем, а во мне самом;
  • это был не купленный, а свой собственный крыжовник.

Усиленное отрицание в текстах Чехова может быть выражено целым рядом средств: сочетание нейтральной формы отрицания с собственно усилительной частицей, сочетание отрицания с наречием вовсе:

  • если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом;
  • раньше это не интересовало нас вовсе.

Анализируя отрицательные конструкции произведений выясняем, что отрицание может служить средством выражения субъективной модальности. Это субъективность в оценке предметов, явлений и качеств, характерных для героев художественных произведений. Отрицание в рассказах выражает различные чувственные реакции героя.

Таким образом, в результате анализа теоретических основ исследования категории отрицания мы пришли к выводу, что отрицание рассматривается с разных точек зрения: некоторые из лингвистов изучают отрицание как выражение отсутствия объективной связи. У отечественных лингвистов встречается мнение, что отрицание является отражением объективной разъединенности. Кроме этого, распространённой является концепция, включающая значения отрицания в категорию модальности. Некоторые авторы определяют отрицание как грамматическую категорию, другие считают, что данная категория выражается синтаксическим и лексическим способом. В рамках нашей работы категория отрицания рассматривается как лексико-грамматическая, так как имеет лексические и грамматические средства выражения.

Также проанализировав средства выражения отрицания в тексте рассказов А.П. Чехова, мы отмечаем их обильность и разнообразность.

Риторических вопросов в произведениях обнаружено не было. Применив количественный прием, мы отметили, что общеотрицательных предложений употребляется больше, чем предложений с неполным отрицанием. Выяснили, что изучаемая категория является ярким средством выражения субъективного отношения главных героев к окружающей действительности

Отрицательные конструкции характерны не только для речи повествователя, но и для отдельных персонажей как средство их характеристики.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены