РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание личности учащихся посредством изучения произведений А.П. Чехова на уроках литературыАвтор: Актуальность: Цель:
Формы и методы работы:
Чехов сам был необыкновенной личностью. Писатель говорил: «Мое я – моя индивидуальность». Для себя он вывел кодекс поведения, нравственности истинно воспитанного человека, который должен:
Об уникальности А. П. Чехова говорили писатели и критики.
Что же указывает на проявление личности А. П. Чехова в творчестве?
Разберемся в значении слов «личность», «лик», «лицо», «облик», «личина».
Анализируя произведения А. П. Чехова, учащиеся должны определить: кто из героев является личностью, а кто скрывает за своей внешностью личину; что необходимо сделать каждому человеку, чтобы стать личностью, насколько соответствует внешний вид человека его внутреннему содержанию. Мне хотелось бы показать, как достигается эта цель, когда я провожу урок-суд «Осуждение бездуховности, мещанства, невнимания к личности человека в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья». Эпиграф к уроку – слова Г. Бялого: «… неумение видеть в человеке человека Чехов считает одним из важных пороков современности». В конце урока учащиеся должны соотнести тему урока с высказыванием критика, выяснить, почему этот рассказ так актуален в наше время. На уроке выступают прокурор, судья, адвокат, свидетели обвинения и защиты, присяжные заседатели. Итогом работы становится составленная учащимися схема, которая дает возможность судить о том, что из себя представляет каждый герой как личность.
Основные черты характера Доктора Дымова:
Результат:
Отношение окружающих:
Основные черты Ольги Ивановны:
Результат:
Отношение окружающих:
Учащиеся без затруднений, совершенно осознанно определяют, кто из героев является личностью, какие качества характера стоит вырабатывать в себе, чтобы достичь высот в будущей профессии, быть яркой индивидуальностью. Чехов хотел, чтобы любовь была живым началом всей жизни . О силе этого чувства мы говорим во время урока-размышления «Духовное возрождение человека под влиянием любви в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой». Один из главных героев – Дмитрий Дмитриевич Гуров. В начале произведения мы видим человека, которого вряд ли можно назвать интересной, благородной личностью. Его характер раскрывается через отношение к женщинам. Жена: Отношение к жене: Любовницы: Отношения с любовницами: Что же происходит с Гуровым, когда он встречает Анну Сергеевну? Поначалу Дмитрий Дмитриевич воспринимает ее, как и остальных женщин, Анна Сергеевна: Отношения с Анной Сергеевной: Чувства: Однако уже после первого сближения Гуров понимает, что встретил женщину удивительную, непохожую на других. Меняются эпитеты, которыми он характеризует Анну Сергеевну: порядочная, тонкая, красивая, трогательная, чистая, наивная, ласковая, печальная, искренняя, душевная, хрупкая, незащищенная, бескорыстная, смелая. Отношения с Анной Сергеевной: Чувства: С какой целью Чехов говорит, что Анна Сергеевна «ничем не замечательная»? Так ли это? На основе характеристик Анны Сергеевны, которые учащиеся находят в тексте, делается вывод о том, что героиня разносторонняя, духовно богатая личность, которая не может не вызвать интерес. По мнению учащихся, писатель подчеркивает обыкновенность Анны Сергеевны потому, что душевная красота не выставляется напоказ. Кроме этого, Антону Павловичу хотелось, чтобы человеческие достоинства стали нормой жизни для всех людей. В произведении затрагивается деликатный вопрос семейных отношений, что очень важно в наше время, поэтому необходимо, чтобы учащиеся поняли причину измены героини, увидели разницу в поведении Анны Сергеевны и Ольги Ивановны из «Попрыгуньи». Почему именно после встречи с мужем любимой женщины Гуров понимает, насколько она одинока и несчастна ? Учащиеся приходят к выводу, что лакейские манеры г. фон Дидерица, его ничтожность, ограниченность, безликость не соответствуют богатому внутреннему миру Анны Сергеевны. Как же изменилось отношение Гурова к жизни? В чем проявляется возрождение его личности? Почему именно Анна Сергеевна способствует преображению этого человека? Такие вопросы побуждают школьников задуматься о бескорыстном участии в судьбах друг друга, о заботе, сострадании, искренней любви. Скромная, хрупкая женщина добротой, нежностью пробудила в Гурове давно забытые нравственные ценности, ненужные и смешные в ханжеской среде, помогла ему освободиться от цинизма, неуверенности в себе. Не может быть личностью хамелеон, меняющий свое поведение в зависимости от обстоятельств («Хамелеон»). Не вызывает уважения личность, бесконечно говорящая о своих заслугах, навязывающая собственное мнение и не уважающая мнение других («Дом с мезонином»). Система уроков по произведениям А. П. Чехова, как показывает мой опыт, имеет огромное воспитательное значение. Учащиеся более культурно себя ведут, становятся терпимее друг к другу, добрее, сплоченнее. Особенно это проявляется во время конкурсов, спортивных соревнований. На классных и школьных праздниках ребята поддерживают тех, кто чувствует себя неуверенно. Хочется отметить и то, что учащиеся стали следить за правильностью своей речи, больше читать, активнее работать на уроках. Изучение произведений А. П. Чехова – один из важнейших разделов в курсе школьной программы по литературе. Мой опыт работы по произведениям Чехова на уроках литературы может помочь в воспитании личности учащихся, в формировании активной гражданской позиции. Литература.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
В помощь мамам и папам: что делать, если ребенок не любит школу? Внимание, как условие сознательной деятельности Как помочь школьнику организовать дистанционное обучение? Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям Как привить ребёнку любовь к чтению: 5 советов и приемов для родителей |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены