РАЗРАБОТКИ
|
Пересматриваем школьные орфографические правила. Так ли хороши ЧА-ЩА и ЖИ-ШИ?Геннадий Гаспарян Из года в год, из урока в урок учителя русского языка декламируют заклинание «Пиши ЖИ-ШИ через И, ЧА-ЩА через А, ЧУ-ЩУ через У!», и дети доверчиво повторяют его. Понимаю, что замахиваюсь на святое, но правило в таком виде несовершенно, а простота его обманчива. ЖИ-ШИ Далеко не всегда произносимое и слышимое как [жы] или [шы] пишется через И. Правило справедливо только для ударных слогов, и ответственные учителя делают дополнение: «В ударном слоге буква И пишется после Ж, Ш без проверки... В безударном слоге букву после Ж, Ш надо проверять...» [1]; «ЖИ-ШИ пиши с буквой И под ударением ... Если безударный гласный находится в корне слова, нужно найти проверочное слово с ударным гласным ...» [2]. Заметим, что требование проверять безударные слоги ЖИ и ШИ лишает правило его привлекательной простоты. Алгоритм становится двухшаговым, а сам по себе поиск проверочных слов нелегок для малышей с их небогатым словарем и неразвитыми орфографическими навыками. Поскольку применение правила ограничено только ударными/проверяемыми слогами, постольку оно не позволяет различать безударные ЖИ от ЖЕ (живот – желтеть), ШИ от ШЕ (широкий – шевелить), а иногда даже ЖИ от ЖА (жилет - жалеть). Буквальное следование обязывающей формуле, которой обычно оперируют в школе («Пиши ЖИ-ШИ через И!»), дезориентирует ученика и может спровоцировать ошибочное написание И на месте Е в безударной позиции (напр., ширшавый или больши). Все мы понимаем, что истинный смысл правила - это всеобщий запрет на использование буквы Ы после твердых шипящих, исключение написаний ЖЫ и ШЫ. И почему бы не сказать об этом прямо и однозначно, а не окольным путем и с недомолвками? ЧА-ЩА Безударная А после мягких согласных (в их числе Ч и Щ) в произношении претерпевает не только количественные (сила и длительность звука), но и качественные (изменение звучания) превращения: она произносится как ослабленный звук [ие] (то есть [и] с призвуком [э]) или сильно ослабленный звук [ь], похожий на [и] [3-5]. Безударных слогов, звучащих как [ча] и [ща], в русской речи нет. Отсюда понятно, что правило «ЧА-ЩА пиши через А» возможно использовать только для ударных (или проверяемых ударением) слогов. Следует, правда, сказать, что в большой части корней, содержащих ЧА и ЩА, ударение падает именно на эти слоги. Если же последние безударны, то правило «ЧА-ЩА пиши через А» попросту не имеет смысла, так как эти сочетания отсутствуют в звуковом составе слов. Сказанное справедливо для всех морфем: корней (обычай, случай, щадить, площадь, щавель), суффиксов (плащаница, мучать, молча) и окончаний (задача, тысяча, горячая). Рассмотренные ограничения никак не отражены в традиционном школьном правиле про ЧА-ЩА. ЧУ-ЩУ Сказанное не распространяется на третий компонент школьного правила - сочетания ЧУ и ЩУ, так как звук [у] качественно не меняется при всех уровнях его ослабления. ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ? В каноническом руководстве - академическом справочнике по русской орфографии и пунктуации [6] - о написании гласных после шипящих читаем следующее: «§ 13. После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю) ... § 14. После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы) ...» Школьное правило безальтернативно фиксирует написание определенных сочетаний «шипящая + гласная». В отличие от него, приведенное правило из [6] вариативно, в нем только оговорены два условия: 1) после шипящих НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ буквы Я, Ю и Ы, даже если они отражают звучание гласных в устной речи или орфографически приемлемы; 2) на письме их следует ЗАМЕНЯТЬ соответственно на А, У и И. Данное правило (назовем его базовым) лаконично изложено Д.Э. Розенталем применительно к корням слов [7]: «После шипящих (Ж, Ч, Ш, Щ) в корне пишутся буквы А, У, И (но не Я, Ю, Ы!) ...». Следует дополнить, что оно в равной мере справедливо для ударных суффиксов и окончаний (дружи́на, крича́ть, сгоряча́, малыши́). Базовое правило в различных редакциях многократно воспроизводилось на грамматических сайтах (напр., [8]). Приведу его вариант, написанный мной специально для начальной школы [9]: «После шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) не пишутся буквы Ы, Э, Ю, Я ... Правило легко запомнить, так как эти буквы - последние гласные буквы русского алфавита ... После шипящих:
Здесь в число «запретных» букв введена Э во избежание ошибок в словах, в которых буква Е ударного слога произносится как [э] после твердых согласных Ж и Ш (жесть, шесть). Добавлена также мнемоническая подсказка (запрещенные буквы - последние четыре гласные алфавита), которая, думаю, будет нелишней для младшеклассников. Сравним на примерах эффективность традиционного школьного правила и базового правила/его вариантов. На конце слов с крыши и на крыше одинаково слышится [шы]. Согласно требованию «ЖИ-ШИ пиши через И!», и в том и другом слове надо писать ШИ. На самом же деле необходимо сначала выяснить орфографически возможные падежные окончания (И/Ы в первом слове и Е/[э] во втором), а затем выбрать буквы, написание которых после шипящих не запрещается: это И и Е. Второй пример. В словах рабочая или горящая выяснить на слух написание окончания –ая не представляется возможным: безударные слоги ЧА и ЩА не опознаются за отсутствием звука [а]. Соответственно, нет резона обращаться к правилу «ЧА-ЩА пиши через А». Орфографические правила предлагают варианты –ая и –яя, из которых следует выбрать первый, так как буква Я после шипящих не разрешена. Обобщим сказанное. Базовое правило и его варианты:
На основании изложенного хотел бы посоветовать учителям пользоваться базовым правилом или его вариантом, приспособленным для начальной школы [9], взамен привычных, но несовершенных лозунгов про ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА. Буду благодарен коллегам за отзывы и критические замечания. ЛИТЕРАТУРА
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены