РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальные вопросы системы дополнительного образования в школе

Клеков Виктор Алексеевич
Педагог дополнительного образования
ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург (г. Павловск)

В последние годы, в стране все чаще и актуальнее ставятся на повестку дня развитие дополнительного образования в школе. В законе «Об образовании» 10.07.2002 г. указано, что дополнительное образование представляется как «особый» вид образования в школе. В этом документе даны основные направления Программ дополнительного образования, которые реализуются в целостной системе образовательного процесса школы.

Одной из важнейших задач дополнительного образования является: создание определенных условий, при которых дети с раннего возраста активно включаются в развитие своих интеллектуальных способностей с учетом собственных желаний и возможностей. В рамках школы, организация дополнительного образования хорошо вписывается во внеурочную деятельность.

В общем образовательном процессе школы дополнительное образование легко укладывается в систему, благодаря достаточному профессиональному педагогическому уровню учителей. При этом, дети, включенные в дополнительное образование, уже имеют определенный контакт с учителями и быстрее находят точки психолого-педагогической совместимости.

Учитывая вышесказанное, дополнительное образование должно быть строго систематизировано по времени, способам и формам проведения. Оно должно выступить неотъемлемым вторым законным шагом в общей системе образования школы. Именно на этом этапе образования учащийся формирует свою целевую профориентацию и получает развитие своих интеллектуальных способностей.

Положительным аспектом обозначенной темы является то, что дополнительное образование может выступить конкурентом основного образования в школе, так как имеет ряд объективных преимуществ, а именно:

  • учащийся может делать свободный выбор профиля Программы;
  • учащийся может при выборе Программы учитывать потенциал и личностные качества педагога;
  • учащийся получает личностно-ориентированный характер дополнительного образования;
  • учащийся нацелен на реализацию личностного потенциала.

Несмотря на множество положительных посылок в адрес дополнительного образования, здесь очень ярко могут проявляться следующие нерешенные проблемы, а именно:

  • оценочные критерии дополнительного образования еще четко не сформированы;
  • качество и эффективность учащихся, включенных в дополнительное образование, не всегда достаточно полно оцениваются педагогами;
  • выбор форм и способов педагогами дополнительного образования не всегда удовлетворяет участников этого процесса;
  • повсеместно отмечается недостаточное материально-техническое обеспечение процесса дополнительного образования;
  • отмечается наличие противоречий среди участников процесса дополнительного образования в вопросах времени и форм проведения занятий.

В этом контексте, нельзя не указать и на следующие объективные недостатки дополнительного образования, а именно:

  • существует недооценка трудоёмкости педагога дополнительного образования;
  • существует нехватка квалифицированных кадров дополнительного образования;
  • существует недостаточная изученность учащихся, включенных в процесс дополнительного образования.

И все же, нужно признать особую роль дополнительного образования в школе. Оно заключается в его широких возможностях и устойчивому педагогическому потенциалу коллектива школы. В дополнение к сказанному, дополнительное образование имеет особую роль и оно заключено в личностно-ориентированных Программах, в его исключительности и многообразии форм и способов достижения благородных целей.

Список литературы

  1. Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. №4.
  2. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2007.
  3. Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. 2007. №20.
  4. Поликашева Н.В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования / Н.В. Поликашева. – 2011.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 г. Москва "Об образовании".
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены