РАЗРАБОТКИ
|
Мотивация как средство повышения эффективности учебного процесса в системе дополнительного образования«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» В современном мире происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавший уклад вещей, образ жизни. Современная концепция модернизации школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Если раньше для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некоторой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало, сейчас надо быть мобильным, коммуникабельным, самостоятельным, уметь быстро решать проблемы, делать выбор и отвечать за него, с готовностью осваивать новые знания. Задачей музыкального воспитания является не только обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся. Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узкоспециальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению иные требования. Обучение в детской музыкальной школе должно быть направленно на воспитание развитой, самостоятельной, свободной, нравственно-ориентированной личности, способной к самовыражению и свободно адаптирующейся в современном обществе. Учебно-воспитательная работа должна ориентироваться не только на формирование исполнительских навыков, но и на формирование личностных качеств у учащихся, таких как, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, толерантность, уверенность в собственных силах и возможностях. Основная часть работы преподавателя должна быть направлена на развитие творческого начала у учащегося, создание мотивации к обучению. Такая работа включает в себя внедрение новых форм занятий, вовлечение учащихся в концертно-просветительскую деятельность и конкурсное движение. У современных детей, перезагруженных в общеобразовательной школе (гимназии или лицее), очень трудно удержать интерес к обучению в детской музыкальной школе. Лишь постоянная работа преподавателя над повышением мотивационной составляющей к обучению учащихся способна решить эту проблему. Мотивация в педагогике – это процессы, посредством которых у учащихся на психофизиологическом уровне формируются сигналы, побуждающие развиваться, непрерывно двигаться к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача преподавателя детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Но для того, чтобы музыкальное искусство со всей своей силой воздействовало на развитие личности учащихся, необходимо воспитать эмоционально-сознательное отношение к урокам музыки, т. е. сформировать интерес к музыкальным занятиям и непрерывно поддерживать его. Музыкальная мотивированность проявляется у детей при поступлении в музыкальную школу. Некоторые глубоко переживают из-за того, что им отказали в зачислении в школу, так как они не смогли чисто воспроизвести мелодию или не точно воспроизвели заданный ритм. Человек, особенно ребёнок, имеющий музыкальный дар готов любить музыку бескорыстно и беззаветно. Такие дети не бросят музыкальные занятия, а любовь к музыке пронесут в своем сердце через всю жизнь. Любовь к музыке, интерес к ней являются сильнейшей мотивацией к музыкальным занятиям. Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять, создавать условия для этого, стимулировать ребенка. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому посылов к обучению много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться воедино, формируя сложные коллективные мотивационные системы. Повышению интереса к занятиям способствует концертная деятельность, ансамблевая практика, использование возможностей современных информационных, цифровых, компьютерных, мультимедийных и веб-технологий. Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Использование информационно-коммуникативных методов в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В работе с учащимися нужно активно использовать цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернета. Веб-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеет смысл давать учащимся такие задания, как:
При изучении музыкальной грамоты с начинающими можно использовать веб-сайты с занимательным изучением нотной грамоты, например, такие игровые программы: «Нотный стан и ноты», «Музыкальный тренажер», «Одинаковые звуки». С учениками можно использовать программы с музыкальными играми. «Играем с музыкой», «Алиса и времена года» - обучающая игра на развитие внимания, музыкального слуха, с музыкальными заданиями и головоломками, музыкой А.Вивальди. Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс. В то же время, это и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины. Все это способствует приобщению детей к современным технологиям, вовлечению в музыкальный мир, и таким образом стимулирует учащихся к процессу обучения, формирует понимание важности и необходимости собственной образованности. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, может быть интересно представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение литературных произведений с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к коллективной работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной. Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки, является коллективное музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу других инструментов. Наряду с традиционными однородными ансамблями, в последнее время появляются коллективы с разно-тембровыми сочетаниями инструментов. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся. В детских музыкальных школах наряду с традиционными музыкальными инструментами, стала звучать цифровая музыка – открылись классы синтезатора. Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нем еще только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Использование возможностей синтезатора в ансамбле обогащает его звучание. Учащиеся могут погрузиться мысленно в эпоху Средневековья и Возрождения, играя в сопровождении лютни и клавесина. Осознавать себя участником современного эстрадного концерта, играя мелодии в сопровождении богатой ударной установки, все это предоставляют безграничные возможности синтезатора. Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют мотивировать детей к обучению в музыкальной школе. Увлеченность - это важнейший принцип педагогики. Но в музыкальной педагогике проблема интереса приобретает особое значение. Проблема формирования интереса к обучению является актуальной и важной в музыкальных школах, так как сформированный интерес повышает успеваемость учащихся, знания делаются глубже и сохраняются надолго. К способам мотивации относится также конкурсная и концертная деятельность, которая является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся и оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Участие в конкурсах, концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой работы преподавателей. Возможность участия в конкурсах и концертах является сильнейшим стимулом для упорной работы, как учащихся, так и преподавателей музыкальной школы. Организованная конкурсная и концертная деятельность мотивирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померятся силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах, фестивалях и концертах являются большим стимулом для учащихся. Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить интерес учащегося и мотивировать к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в учебном процессе. На протяжении всех лет обучения ребенка в детской музыкальной школе, преподаватель обязан уважать его как личность, опираясь на его положительные качества. Организовывая образовательный процесс, педагог должен учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Профессионализм современного преподавателя детской музыкальной школы заключается в реализации идей и методик образования, направленных на воспитание развитой, самостоятельной, свободной, нравственно-ориентированной личности, способной к самовыражению и свободно адаптирующейся в современном обществе.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены