РАЗРАБОТКИ
|
Приёмы мотивации на уроках русского языкаВ реалиях современной школы важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик ощутил необходимость познания, проявил интерес к изучаемому предмету, был активным участником процесса обучения, а значит, стал успешным. Успешность обучаемого напрямую зависит от мотивации, от наличия значимых стимулов к поиску новых знаний и их усвоению. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования заложен деятельностный подход, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие их личностных качеств. Задача учителя – не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний. Если внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии и приемы, то повысится уровень развития познавательных и коммуникативных умений у обучающихся и, как следствие, мотивация к предмету. «Энциклопедия образовательных технологий» Г.К.Селевко стала отправной точкой моей педагогической деятельности, позволила найти наиболее эффективные приемы мотивации на уроках русского языка посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения, критического мышления, а также стратегии смыслового чтения. Как показывает многолетняя практика, в стимулировании интереса к процессу познания особенно продуктивно вовлечение учащихся в активную работу за счет оригинальных, занимательных приемов деятельности, использования многообразных форм самостоятельной работы, обсуждения проблемных ситуаций, организации исследовательской деятельности. Все эти инструменты повышения мотивации к изучению русского языка могут быть весьма успешно использованы на любом этапе урока русского языка, в том числе и в самом его начале. Уже сама тема урока своей необычной формулировкой способна активизировать внимание учащихся и пробудить их интерес к последующему изложению.
Тема урока необязательно дается на уроке в готовом виде, зачастую она формулируется совместно с учащимися во время проведения предложенного учителем лингвистического эксперимента или решения проблемной ситуации. Допустим, предлагается сопоставить пунктуацию в словосочетаниях и сформулировать тему урока: зеленые, красные, синие мячи; футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи; теннисный зелёный мяч. В результате анализа данного языкового материала легко формулируется тема «Однородные и неоднородные определения». Подобная ситуация с «затруднением» вызывает у учащихся эмоциональную реакцию удивления, тем самым мотивируя к поиску решения лингвистической задачи. На этапе целеполагания необходимо использовать элементы совместной деятельности учителя и учеников. Помня о том, что задачи – это шаги по достижению поставленной цели, можно сформулировать план предстоящего урока. Так, при изучении темы «Вводные слова» учащиеся, определяя учебную задачу: научиться видеть вводные слова и словосочетания, понять, какую роль они играют, научиться ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами и словосочетаниями, выстраивают и ход урока. Элементы проблемной ситуации можно использовать не только на этапе формулировки новой темы и определения цели урока, но и на этапах закрепления, систематизации и обобщения знаний. Одним из методов обобщения и систематизации знаний может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Этот метод активно работает тогда, когда учащиеся ведут самостоятельный поиск. Например, обобщающий урок по теме «Н и НН в разных частях речи» возможен в форме лабораторной работы. После актуализации знаний по нескольким правилам, изученным ранее (Н и НН в именах существительных, именами прилагательных, наречиях, причастиях), учащимся предлагается объединиться в группы и поработать над созданием самого одновременно короткого, запоминающегося, но емкого алгоритма. Развитию мотивации к предмету русский язык может способствовать не только применение технологии проблемно-диалогического обучения, но и технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет включить учащихся в активный образовательный процесс, повысить его эффективность. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Приемов, используемых в рамках данной технологии много: «Корзина идей», «Составление кластера», «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Письмо по кругу», «Синквейн» и другие. Остановимся на тех, которые эффективны в старшем звене. На завершающем этапе урока эффективна художественная форма письменной рефлексии – эссе. Темы эссе «Что такое радость познания?» или «Языковые явления, которые способны удивить» позволят учащимся проанализировать полученные знания. Прием «Толстые и тонкие вопросы» можно использовать при освоении тем обобщающего характера. Подобная работа может быть увлекательным занятием, способным мотивировать ученика в овладении тайнами речи. В процессе изучения темы «Обособленные члены предложения» старшеклассники могут проработать такой вопросник:
Умение задать вопрос позволяет активно включиться в процесс познания. Технология критического мышления становится незаменимой и при работе с текстом. Как известно, формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах основаны на понимании выпускниками темы, идеи, проблематики предложенного текста, выяснения авторской позиции. Прием «Корзина идей» будет эффективен при формулировке проблемы текста и попытки выхода на авторскую позицию. Анализ текста возможно проводить, используя стратегии смыслового чтения, которые будут способствовать развитию мотивации. Так, выбрав текст, интересный старшеклассникам для анализа, учитель предлагает прочитать его и сформулировать вопросы. Сначала предлагается самостоятельно прочитать первый абзац и задать по нему вопросы классу; работа со вторым абзацем может быть уже организована в парах: один задает вопрос, другой на него отвечает; последующий абзац предполагает смену ролей в паре. Такая работа активизирует деятельность учащихся, направляет их внимание на информационную составляющую текста. Наиболее эффективен этот прием при подготовке к устной форме ОГЭ, так как чаще всего для ознакомления предлагаются именно информационные тексты небольшого объема. Проблемно-диалоговые формы работы, технология критического мышления и стратегии смыслового чтения – всё вместе взятое способствует развитию мотивации обучающихся к изучению русского языка. Если учитель ставить перед собой цель – увлечь ребенка, заинтересовать своим предметом, повести за собой в увлекательный мир русского языка, то приемы мотивации ему в этом помогут. Литература
Читайте также:
pixabay.com
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены