РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Основополагающим принципом современного образования в России является признание права любого ребенка на получение образования, доступного и адаптированного к особенностям развития обучающегося. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дети с нарушением интеллекта могут обучаться не только в специальных образовательных коррекционных школах VIII вида, но и также в образовательных организациях, реализующих адаптированную основную образовательную программу общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга.

Динамика развития ребенка с умственной отсталостью подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии. Но особенности детей, связанные с нарушением интеллектуальной сферы, ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации таких детей. Поэтому психолого-педагогическая помощь в коррекции межличностных отношений является необходимым условием реализации специального и инклюзивного образования и социокультурной адаптации младшего школьника с умственной отсталостью.

Развитие детей с умственной отсталостью обладает своими особенностями, которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие межличностных отношений. Это обусловлено спецификой типа дизонтогенеза и проявляется в следующих особенностях: во-первых, это низкая познавательная активность ребенка, что влечет за собой неадекватные прием и переработку информации о человеке, его поведении. Во-вторых, недостатки развития эмоционально-волевой сферы, что проявляется в выраженном отставании развития эмоций, нестабильности и недифференцированности чувств, крайнем характере чувств огорчения, веселья, радости, ограничении диапазона переживаний ребенка с умственной отсталостью.

С.Я. Рубинштейн указывает в своих трудах, что из-за особенностей эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью очень важна своевременная и настойчивая работа педагогического коллектива по формированию у детей с нарушением интеллекта таких чувств как коллективизм, товарищество и чувство дружбы, уважение к старшим.

Дети с умственной отсталостью так же, как и дети нормы, вступают в контакты со сверстниками в процессе учебной деятельности и общения.

В нормативном классе учащиеся вступают в контакты, основанные на совместной деятельности, близости взглядов и интересов. Так возникают неофициальные группы. Формирование и функционирование таких групп среди умственно отсталых детей имеет свои отличительные признаки. Например, наблюдается задержка, неустойчивость, слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений.

При поступлении в первый класс дети с умственной отсталостью объединяются в формальную (официальную) группу. Для таких детей свойственно долгое время не вступать в выраженные контакты с одноклассниками. Особенно ярко это выражено у детей с преобладанием процессов торможения и грубым недоразвитием личности, так же может осложняться еще и сопутствующими заболеваниями. Это объясняет сниженную потребность в общении, безынициативность, отсутствие интереса к совместной игровой и учебной деятельности. Поэтому важно чтобы осуществление контакта между учащимися с умственной отсталостью проходило при помощи взрослого.

При коррекционном воздействии со стороны педагога устанавливаются деловые контакты между учениками, образуется коллектив. Создание коллектива в классе возможно, если есть общая цель, планируется ее выполнение, намечаются перспективы и линии его развития, члены коллектива стремятся к совместной деятельности, оказывают друг другу взаимопомощь. В коррекционном классе дети с нарушением интеллекта не способны самостоятельно намечать цели, планировать их выполнение, предвидеть перспективы развития, поэтому руководящая и корригирующая роль всегда будет принадлежать педагогу.

П. О. Омарова указывает в своих исследованиях на то, что первоклассники с умственной отсталостью способны на избирательное общение с двумя одноклассниками. Чаще всего в круг предпочитаемых партнеров по общению выбираются дети без выраженных неврологических нарушений и одного пола с ребенком.

Н. А. Седова указывает, что при изучении межличностных отношений в группах умственно отсталых школьников были выявлены такие особенности как трудность распознания неофициального лидера группы. Так, например, в массовом классе возможно совмещение официального и неофициального лидера в одном лице. В специальном классе из-за дефектов умственного развития и некоторых особенностей личности, таких как, например, мстительность, агрессивность, нельзя сделать официального лидера. Еще одна особенность коллектива младших школьников с умственной отсталостью, выражается в сложных индивидуальных проявлениях, таких как неконтактность, сниженная потребность в общении, грубое нарушение эмоциональной сферы, и связанна со сложной структурой дефекта и затрудняющая межличностное взаимодействие между учащимися.

В группе детей с умственной отсталостью зачастую лидер выделяется по случайному признаку. При этом нередко лидер может оказаться носителем отрицательных личностных качеств, негативно влияющих на остальных членов группы. В некоторых группах детей с нарушением интеллекта есть лидеры, которые, наоборот, обладают положительными качествами, например, такими как ребенок хорошо учится, умеет что-то лучше делать других и тому подобное.

Так же для класса детей с умственной отсталостью характерно наличие изолированных учеников, которые не взаимодействуют с другими учениками. Количество таких учеников больше примерно в три–четыре раза, чем в массовой школе. Чаще всего такое явление связано с характером нарушения, и проявляющееся в аффектах, вспыльчивости, обидах, неуравновешенности в поведении.

Поэтому важно всячески поощрять свободное общение детей друг с другом, тем самым укрепляя их чувство товарищества, дружбы, выходящее за рамки только той организационной единицы, к которой ребенок непременно принадлежит.

Важно так же отметить, что в школах VIII вида имеются разновозрастные коллективы, которые формируются во внеурочное время. В таком разновозрастном коллективе учащиеся с умственной отсталостью попадают в новые условия и отношения. Более взрослые дети, помогая младшим, чувствуют себя более уверенными и опытными. При этом они стараются быть лучше, что приводит к необходимости «перестраивать себя», что в свою очередь положительно влияет на личность ребенка. Так же более взрослые дети удовлетворяют свою потребность быть признанным и значимым в коллективе. Для младших детей такое общение важно тем, что они ощущают тепло опеки и заботы.

В. А. Варянен указывает на то, что в реальных жизненных ситуациях, понятных для ребенка с умственной отсталостью, он способен к эмоциональному отклику на переживания другого человека, может сопереживать и даже прийти на помощь другому, если она необходима.

Таким образом, можно говорить о том, что для успешной адаптации детей с умственной отсталостью в обществе, необходима коррекция межличностных отношений в процессе обучения ребенка с особенностями развития в начальной школе, так как именно в этот период активно формируется система межличностных отношений со сверстниками, которой в дальнейшем он будет пользоваться. Но на данный момент система специального образования для детей с умственной отсталостью уделяет недостаточное внимание развитию сферы межличностных отношений, так как одной из основных задач коррекционной школы является трудовая адаптация воспитанников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 349 с.
  2. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.
  3. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Когито–Центр+, 1998. – 224 с.
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт–терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
  5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: «Лыбидь», 1990. – 192с.
  6. Омарова П.О. Общение и поведение умственно отсталых школьников. // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 5. – с. 269–281.
  7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  8. Рубиншиейн С.А. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  9. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: учебно–метод. пособие. – Ставрополь, 2008. – 240 с.
  10. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2005. – 119 с.
  11. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Пси¬хологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005. – 176 с.
  12. Шкуричева Н.А. Формирование и психолого–педагогическая коррекция отношений младших школьников. // Народное образование. – 2010. – № 5. – с. 274–280.
  13. Седова Н.А. Особенности межличностных отношений в школьных группах и коллективах. [Электронный ресурс] – URL: http://vvedenkashkola.ucoz.ru/ (дата обращения: 12.02.2016).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены