РАЗРАБОТКИ
|
Корригирующие задания на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровьяСкирта Марина Анатольевна По мнению психологов, на успеваемость детей влияют более двухсот факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор-уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Поэтому, одна из основных задач специальной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи – воспитание полноценной устной и письменной речи обучающихся,- которая осуществляется в ходе всего коррекционно - воспитательного процесса и определяется как система специального обучения и воспитания детей-логопатов. Успешное осуществление коррекционной работы с данной категорией детей зависит от взаимосвязи всех членов педагогического коллектива школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Наш подход предполагает такое содружество в работе учителей-логопедов, учителей-предметников, учителей начальных классов, воспитателей, при котором работа педагога школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые ими логопедические приёмы облегчают прохождение программного материала детьми-логопатами, учитывается один из принципов коррекционно-развивающего обучения логопатов-одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Специальной задачей школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи является кроме работы по развитию и социализации обучающихся коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной, другой деятельности, повышение самооценки и гармонизации внутреннего мира ребенка. В этом ведущая роль отводится такому учебному предмету, как русский язык, который в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи является ведущим, потому что от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения детей-логопатов, которые нуждаются в дополнительных занятиях по формированию у них речевых умений и навыков. Основная цель обучения русскому языку - обеспечить его практическое усвоение - может быть достигнута путём органического сочетания практики непосредственного общения и специальных упражнений, направленных на формирование у обучающихся лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой основы дальнейшего развития речи детей-логопатов. Имеющийся словарный запас у детей с речевой патологией страдает целым рядом недочётов. К основным из них можно отнести незнание или неточное знание значений отдельных слов. Особые трудности учащиеся с недоразвитием речи испытывают в подборе родственных и проверочных слов. С целью преодоления этих трудностей, учителя русского языка школы-интерната используют на уроках загадки, пословицы, направленные на усвоение программного материала по русскому языку. Например, в 5 классе при повторении темы «Правописание жи – ши, ча- ща, чу - щу», можно использовать такие пословицы и загадки: «Давши слово, держись, а, не давши, крепись», «Жизнь прожить – не поле перейти», «Не торопись отвечать, торопись слушать», «Грибы ищут – по лесу рыщут»; загадки: «Идут, идут, а всё тут, да тут» (Часы); «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала» (Туча); « Хвостиком виляет, зубаста, а не лает» (Щука), «Сами крошки, боятся кошки: под полом живут, туда всё несут» (Мыши), «Ползун ползёт, иголочки везёт» (Ёжик). При повторении темы в 5 классе «Безударная гласная в корне слова» используются такие пословицы: «Смелость города берёт», «Большой говорун – плохой работник», «Утро вечера мудренее». В текст объяснительного диктанта по теме «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком» учителя, работающие с детьми-логопатами, могут использовать пословицы: «За большим подъёмом и спуск большой», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть», а в текст распределительного диктанта по теме «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова» могут вводить такие пословицы: «Зимою шубка не шутка», «В зимний холод всякий молод», «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», «Хвост голове не указка», «Хлеб – всему голова», загадки: «Днём спит, ночью летает, прохожих пугает» (Сова), «Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут её …» (Лиса). При повторении темы «Правописание имени существительного с шипящими на конце» правило закрепляется с использованием пословиц и поговорок: «На помощь надейся, а сам не плошай», «Спящий кот мышь не поймает», «Лучше горькая правда, чем красивая ложь», «Хорошую речь хорошо и слушать»; загадок: «В густом лесу под ёлками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой» (Ёж), «Маленький шарик под лавкой шарит» (Мышь), «Хвост на дворе, нос в конуре. Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт» (Ключ). Педагоги школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи помнят о том, что дети-логопаты не могут спонтанно, без оказания помощи извне стать на единственно правильный путь формирования речи. Поэтому при выборе методов обучения, упражнений, заданий для закрепления изученного материала учитывают специфику развития детей-логопатов, структуру их речевого дефекта, предусматривают организацию и проведение их обучения с учётом индивидуальных особенностей. Список использованных источников
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены