РАЗРАБОТКИ
|
Вопросы инклюзивного образования в условиях организации профессиональной подготовкиВ настоящее время проблемы специального профессионального образования лиц с умственной отсталостью являются одним из наиболее актуальных направлений специальной педагогики. По официальной статистике Министерства просвещения РФ, количество обучающихся с ОВЗ с каждым годом увеличивается на 5%. В настоящее время в России получают специальное профессиональное образование около 200 000 лиц с особыми возможностями здоровья. Закон “Об образовании в РФ” регламентирует содержательные и нормативно-правовые аспекты обучения лиц с ОВЗ на всех этапах обучения, в том числе на этапе специального профессионального образования. Несмотря на это, большая часть детей-инвалидов по окончанию школы не имеет возможности продолжить обучение в соответствующих профессиональных учебных заведениях. Это связано с массовым закрытием коррекционных профессиональных учреждений, упразднением коррекционных групп при учебных заведениях, сокращением мест в таких группах и, наконец, в невозможности соблюдения условий, необходимых для обучения лиц с ОВЗ. Инклюзивное образование помогает решить множество проблем в специальном профессиональном образовании лиц с ОВЗ, поскольку такой способ организации максимально эффективен как для самих обучающихся с особыми возможностями здоровья, так и для образовательных организаций, для которых данный контингент обучающихся является дополнительным образовательным ресурсом. В настоящее время наблюдается острая необходимость привлечения к образовательному процессу студентов с ОВЗ, поскольку это задействует качественно новые методы и формы обучения, активизирует приток специалистов, осуществляющих работу с этой целевой группой, что в итоге благоприятно сказывается на экономическом развитии образовательного учреждения. Исходя из вышеперечисленного, не остается сомнений в том, что проблема инклюзивного образования хоть и широко разрабатывается в современной педагогике, однако все еще имеет “слепые пятна”, к коим и относится специальное профессиональное образование. Лица с интеллектуальными нарушениями составляют немалую часть среди общего числа инвалидов в РФ, большинство из них обучаются в специальных (коррекционных) дошкольных и общеобразовательных учреждениях, однако по окончанию школы лишь малое количество из них продолжает обучение и получает специальное профессиональное образование. Это связано с рядом проблем, таких как:
И если в случае с особенностями интеллектуального развития, ни специалист, ни родитель действительно не может помочь ребенку овладеть такой профессией, как, скажем, инженер или проектировщик, то остальные проблемы в большинстве случаев можно успешно решить при помощи правильно организованного инклюзивного образования. Инклюзивное образование в системе специального профессионального образования нуждается в совместной работе специалистов школы и колледжа. Мы рассмотрим данное положение на примере ГБПОУ Образовательного Комплекса “Юго-Запад”, где на протяжении нескольких осуществляется профессиональная подготовка лиц с интеллектуальными нарушениями по нескольким направлениям. Как известно, создание инклюзивной среды нуждается в интегрированных усилиях всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идет о совместной работе учителя-психолога и учителя-дефектолога школы, а также специалистов, осуществляющих профессиональную подготовку. Помимо этого, инклюзия заключается в подключении дополнительных ресурсов, которыми не располагает определенное структурное подразделение образовательного комплекса, таких как рабочие площадки, студии, специалисты профессиональной подготовки, базы практики, принимающие студентов и многое другое. Согласно нашим наблюдениям, успешность реализации инклюзии в системе специального профессионального образования можно обеспечить при помощи соблюдения следующих условий:
Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении включает в себя широкое использование множества ресурсов с целью максимально эффективной социализации обучающихся на всех этапах обучения. Инклюзивное образовательное учреждение — это особая организация, реализующая не только образовательное, но и воспитательное направление обучения, которое положительно влияет на обучающегося совокупностью педагогических средств. Такое “пространство” включает в себя множество показателей, таких как:
На базе ГБПОУ ОК “Юго-Запад” инклюзивное образование лиц с интеллектуальными нарушениями успешно реализуется уже несколько лет. Наблюдается преемственность дошкольного и школьного образовательного учреждений, осуществляется профессиональная подготовка студентов, по итогам которой они получают свидетельства с присваиваемым разрядом. В рамках профессионального обучения, обучающиеся активно взаимодействуют со студентами других структурных подразделений, проходят практику на различных площадках, сотрудничают со студентами с нормативным развитием. Образовательная организация, объединяющая в себе дошкольные и школьные, а также профессиональные образовательные учреждения дает возможность обеспечить инклюзивное пространство с учетом всех его требований. Преимущества заключаются в первую очередь в наличии материально-технической базы обучения и социализации, помимо этого имеется возможность использования педагогического потенциала. Учитывая современные проблемы обучения лиц с интеллектуальными нарушениями, обеспечение их возможностью получить профессиональную подготовку, используя материально-техническую базу колледжей, входящих в образовательный комплекс, является наиболее значимым. Это связано с тем, что профессиональная подготовка обучающихся в будущем позволяет им более успешно интегрироваться в общество, найти свое место в жизни и стать полноценной частью социума.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены