РАЗРАБОТКИ
|
Развитие речи у младших школьников с недоразвитием речиОрганизация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка как знаковой системы. В то же время коммуникативные навыки опираются на свойства языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей недоразвитием речи, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. В научных исследованиях Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева, Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой и других отличаются особенности мнестических процессов у детей с недоразвитием речи, которые оказываются неодинаковыми при различных уровнях речевого развития, психологического и неврологиского статуса. При относительно сохранной смысловой логической памяти, наибольшие изменения наблюдаются в структуре вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания. Авторы отмечают, что дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У ряда детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. В ряде исследований установлено, что младшие школьники с недоразвитием речи без специального обучения не справляются с программными требованиями школы в полном объеме, в связи с чем, у них наблюдаются трудности в обучении, которые ведут к социально – психологической замкнутости человека. С целью выявления специфических особенностей коммуникативного взаимодействия детей указанной категории, поиска внутренних детерминантов, влияющих на состояние деятельности, необходимо методически правильно подобрать методы и приёмы для диагностики. С опорой на результаты обследования, учителям необходимо проводить коррекционную работу, т.к. несвоевременное оказание помощи может вызвать затруднения при усвоении школьной программы по русскому языку и чтению. Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка мы осуществляли на базе развивающегося фонематического восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении. Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей мы развивали чутье языка, где происходило овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения. Одновременно мы подготавливали детей к успешному усвоению учебных предметов. Во время работы по развитию понимания речи мы учили детей вслушиваться в обращенную речь, выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщенные значения слова, выбирать из двух слов наиболее подходящие к данной ситуации (ломает-рвет, мажет-клеит, прыгает-скачет). В процессе работы мы формировали также умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связывали с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков они учились их группировать в практической деятельности. Уточнялось значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Особое внимание мы обращали на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходных по своему звуковому составу, но разных по значению. В этих предложениях употреблялись личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках, где мальчика катают на санках), существительные в косвенных падежах (покажи, где малыш надевает шубу, где малышу одевают шубу). На основе уточнения пассивного речевого запаса мы организовали устную речевую практику, в которой последовательно закрепляли лексические и грамматические знания. При работе по знакомству учащихся с различными способами словообразования первоначально мы предлагали упражнения аналитического характера, способствующие формированию ориентировки в морфологическом составе слов; выбирать родственные слова из контекста, сопоставлять их по длине и содержанию, вычленять одинаково и различно звучащие элементы слов. Постепенно, на основе предметно графических схем мы знакомили детей с универсальными способами образования слов с суффиксальным - для имен существительных и прилагательных, префиксальным – для глаголов. У детей развивали навыки складывания нового слова из двух частей одна из которых равна корню, а другая - аффиксу (гриб + ник, сапож + ник, при + шел, при + плыл). Одновременно мы учили детей понимать обобщенное значение слова. Только после этого предлагали самостоятельно образовывать относительные прилагательные от существительных со значениями в соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый). Т.е. мы учили учащихся вслушиваться в окончания прилагательных, отвечать на вопросы типа: «Про какой предмет можно сказать деревянный, деревянная, деревянное?» На ряду с обогащением словарного запаса мы уделяли внимание на грамматическое его оформление. Специально создавали ситуации, использовали режимные моменты, которые помогали в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся проведенная нами работа по формированию грамматически правильной речи строилась с опорой на реальные представления учащихся и постоянно совершенствующиеся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закреплялась в упражнениях по слово изменению и словообразования, по составлению словосочетаний и предложений. Отработка лексических значений и грамматических способов выражения различных отношений помогла нам более широко использовать самостоятельные высказывания детей. Для этого мы сначала отрабатывали обиходную лексику и побудительные фразы простейших конструкций. Этим обеспечивались элементарные формы общения. Постепенно вводился словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера и усложнялись грамматические формы. На этой основе осуществлялся переход от диалогической речи к описательно - повествовательной, а затем к составлению устных и письменных связных текстов. Т.О., мы пришли к выводу, что работу следует строить с учетом особенностей развития детей данной категории и их речевого развития, охватывая все стороны речевой системы (звуковую, лексико – грамматическую). Систематически проводимая работа поможет учащимся в преодолении имеющихся недостатков в речевом плане, а так же в учебной деятельности.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены