РАЗРАБОТКИ
|
Применение артпедагогических технологий при обучении пересказу младших школьников с общим недоразвитием речиВ последние годы наблюдается тенденция роста речевых нарушений у детей. Речь остается одной из уязвимых сторон развития. Все чаще детям уже с раннего детство ставят диагноз «Задержка речевого развития», что в дальнейшем переходит в общее недоразвитие речи. Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы:
Данная речевая патология препятствует овладению родного языка. Одними авторами отмечается, что первые слова у детей с ОНР появляются к трем-четырем, а то и к пяти годам, другими указывается на то, что время появления первых слов у детей с нормой и детей с недоразвитием может не иметь большой разницы (в зависимости от этиологии), но дальнейшее речевое развитие последних отстает, это проявляется в долгом употреблении в речи отдельных слов, они не способны их соединять в двухсловные предложения [2]. Имеющиеся в активном словаре слова сильно искажаются, пропускаются фрагменты, воспроизводятся преимущественно открытые слоги. Залогом успеха преодоления общего недоразвития речи является раннее начало коррекции и выбор верных средств, методов. В организациях дошкольного образования, в школах при работе с данной категорией детей часто используются традиционные методы, которые сводятся к монотонному повторению одного и того же материала, что связано с медлительностью работы высших психических функции: дети не слышат, не запоминают и как следствие, неправильно воспроизводят [1]. В аспекте обучения разным видам пересказа мы предлагаем использование арпедагогических технологий, что будет строиться на системно-деятельностном подходе. Использование данного метода означает сенсорное развитие учащегося, что подготовит почву для успешной работы с речью. Ведь сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, что бывает скудным у детей с ОНР, то есть мы опираемся на чувства и ощущение ребенка, при этом все это сопровождая речевой деятельностью [3]. Целью нашей работы является обучение детей младшего школьного возраста с ОНР различным видам пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий, используя артпедагогических технологии. Гипотеза – мы предполагаем, что использование элементов артпедагогических технологий способствует эффективному освоению различных видов пересказа детьми младшего школьного возраста с ОНР. При изучении данной темы мы обратились к работам таких педагогов, как А.М. Бородич, Ш. А. Амонашвили, О.С. Ушакова, В.Я. Василевская, Е.В. Бунеева и др., а так же к опыту практикующих учителей школ. Артпедагогика - это инновационная педагогическая технология, которая направлена на решение учебных задач с использованием разных видов искусства [3]. Начальный этап обучения в школе нередко бывает самым трудным периодом для детей, что связано с переходом ведущего вида деятельности с игровой в учебную. На уроках с применением элементов артпедагогики мы даем им свободу творчества, возможность пофантазировать. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе двух коррекционных школ. В экспериментальной и контрольной группах выборка составила по 20 младших школьников. Диагностика сформированности навыков различных видов пересказа в начале года, нам показала низкие результаты. Исходя из полученных данных и изучив проблему недостаточного развития навыка пересказа у детей с ОНР, мы разработали программу литературного чтения, направленную на коррекцию данной речевой патологии с применением элементов артпедагогики. Такой урок нами проводился один раз в неделю и назвали мы его «уроком-подарком». Детям понравилась такая работа, каждую неделю они ждали урок-подарок. На данных уроках мы применяли элементы изотерапии, сказкотерапии в сочетании с музыкотерапией, имаготерапии, песочной терапии, работы с пластилином, тестом. Главной задачей урока являлось формирование разных видов пересказа, что проходило в непринужденной творческой форме. В конце года мы провели повторную диагностику формирования навыков пересказа. Сравнительный анализ констатирующей и контрольной диагностик показал положительную динамику сформированности навыков разных видов пересказа в экспериментальной группе. Выводы исследования:
Список использованных источников
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Формирование словарного запаса как основы развития письменной речи у учащихся коррекционной школы Почему нужно учиться хорошо в школе Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса «Spring is here!» Занятие по познавательному развитию для младшей группы «Вода-водица» Когда призвание превращается в пытку: синдром выгорания учителя Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
Родителям
Длительная адаптация к школе - как помочь ребенку Игровая и Интернет зависимость у ребенка День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены