РАЗРАБОТКИ
|
Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речиДля осуществления коммуникации необходимо уметь выражать и передавать мысли. Данный процесс реализуется с помощью фраз. При речевом недоразвитии достаточно отчетливо выступают трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации, они проявляются в аграмматизме речи (сужении набора употребляемых конструкций, их дефектах, нарушении грамматической формы слова), что говорит о несформированности грамматического структурирования[9]. В работах В.К.Воробьевой, С.Н.Шаховской и др. говорится о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с речевым недоразвитием несовершенна по своей структурно-семантической организации. У таких детей недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они используют набор слов и синтаксических конструкций в упрощенном виде и ограниченном объеме, испытывают серьезные затруднения в построении фразы, в синтезировании отдельных элементов в единое целое и в отборе речевого материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. [8, 62] К концу обучения в старшей группе большее количество детей с общим недоразвитием речи способны пересказать короткий текст, составить рассказ по сюжетным картинам и т.п. – то есть проявляют способность к связным высказываниям. Однако, их высказывания сильным образом отличаются от связной речи детей с нормой речевого развития. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным умением отражать причинно-следственные отношения между событиями, узким восприятием действительности, нехваткой речевых средств, трудностями планирования монологического высказывания. [34] Левина Р. Е. отмечает, что на фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточность употребления многих лексических значений. Экспрессивная речь в основном состоит из существительных и глаголов. Наблюдается мало слов, обозначающих качества, признаки предметов и действий. Детям не всегда удается подобрать однокоренные слова, образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок, что обусловлено неумением использовать способы словообразования. Часто дети заменяют название какой-либо части предмета названием целого предмета, либо нужное слово заменяют другим, сходным по значению[32]. В свободном повествовании преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции почти не употребляются . Наблюдается аграмматизм: ошибки при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Много ошибок допускается при использовании как простых, так и сложных предлогов. Ограниченность словарного запаса, многократное использование одинаково звучащих слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной. Дети ограничиваются лишь перечислением действий, даже правильно понимая логическую взаимосвязь событий[14]. Импрессивная речь к старшему дошкольному возрасту значительно развивается и приближается к норме. Однако отмечается затруднение понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, также отмечаются затруднения в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения [32]. Во время дошкольники с общим недоразвитием речи ошибочно передают логическую последовательность событий, пропускают отдельные звенья, упускают действующие лица. Рассказ-описание таких детей обычно представляет собой отдельное перечисление предметов и их частей. Значительные трудности возникают при описании игрушки или предмета по определенной схеме. Дети ограничиваются перечислением отдельных признаков или частей объекта, нарушая связность и логику высказывания: не завершают фразу, повторяют ранее сказанное. Творческий рассказ дошкольникам с общим недоразвитием речи дается с большим трудом. Они испытывают большие трудности при определении замысла рассказа, нарушают последовательность событий сюжета. Часто вместо выполнения творческого задания дети пересказывают знакомый текст. Активная речь детей может служить средством общения, в том случае, когда со стороны взрослых оказывается помощь в форме вопросов и подсказок [32]. В устном речевом общении, как отмечает Филичева Т. Б., дошкольники с общим недоразвитием речи стараются избегать употребления трудных для них слов и выражений. Недостатки речевого развития заметно проявляются, если поставить таких детей в условия, когда оказывается неизбежным употребление трудных для них слов и грамматических категорий. Такие дети практически не выступают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игры не сопровождают рассказом. Несмотря на то, что дошкольники с общим недоразвитием речи используют в речи развернутые фразы, они испытывают серьезные затруднения при самостоятельном составлении предложений, в отличии от сверстников с нормальным речевым развитием. У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются аграмматичные предложения, которые, как правило, возникают вследствие ошибок в согласовании и управлении. Такие ошибки не носят постоянного характера: в разных ситуациях одна и та же грамматическая форма или категория может использоваться и правильно, и неправильно. Как отмечает Т. А. Ткаченко, развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи характеризуются и отсутствием последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на второстепенные детали, поверхностные события, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Наибольшие трудности вызывают задания на самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В пересказе текста также отмечается серьезное отставание от сверстников с нормальным речевым развитием[52].
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены