РАЗРАБОТКИ
|
Характеристика детей с общим недоразвитием речиРебенку с нормальным речевым развитием к пятилетнему возрасту необходимо овладеть всей системой родного языка: связно говорить, в полном объеме излагать свои мысли, строить распространенные сложные предложения, легко пересказывать рассказы и сказки. Ребенок должен правильно произносить все звуки, без труда воспроизводить многосложные слова. Его словарь вмещает от четырех до пяти тысяч слов. У ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается иная картина. Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, очень маленький запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. Для общего недоразвития речи характерно нарушение всех компонентов речевой деятельности [39]. В настоящее время известны разные степени выраженности общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-граматического недоразвития. По степени тяжести проявления дефекта выделяют четыре уровня недоразвития речи. Р.Е. Левина выделила и охарактеризовала первые три уровня, Т.Б. Филичева в своих работах описала четвертый уровень [59]. Соотношение первичного дефекта и вторичных проявлений в структуре нарушения определяет определенный уровень речевого развития. Каждое новообразование в связной речи детей рассматривается как шаг в сторону перехода от одного уровня к другому [39]. Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием связной речи. Второй уровень развития речи имеет зачатки общеупотребительной речи. На третьем уровне у детей наблюдается наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечается значительное развитие и приближение к норме понимания обращенной речи. Однако изменения значений слова при помощи формообразующих морфем остаются недоступными для понимания. Понимание логико-грамматических конструкций затруднено. Это также говорит о нарушении собственной связной речи, а именно: нарушение в использовании тех конструкций, которые выражают временные, пространственные и причинно-следственные связи, то есть страдает связность передачи устных сообщений [7]. Для детей с третьим уровнем речевого развития характерны затруднения в планировании сообщения, удержания в памяти плана рассказа, трудности в отборе лексико-грамматических средств. Это нарушает цельность и связность повествования, а также снижает информативность изложения. Необходимо обратить внимание на описанный Филичивой Т.Б четвертый уровень недоразвития речи. Этот уровень на первый взгляд соответствует норме, но при детальном обследовании и предъявлении более широкого материала педагог может обнаружить трудности во всех компонентах речевой системы. Трудности, возникающие в результате обследования, необходимо учитывать при дальнейшей работе с такими детьми. Не получив своевременное развитие компонентов речевой системы, дети в дальнейшем сталкиваются с трудностями в школе. Для этого уровня характерно нерезко выраженные остаточные явления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи [59]. По Жуковой Н.С., неполноценная речевая деятельность негативно влияет на развитие и формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы. У детей с ОНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, нерациональное его распределение. Также необходимо отметить снижение вербальной памяти, что обуславливает продуктивность запоминания. В следствие этого страдает логическая сторона повествования, где необходимо придерживаться изначально заданного плана сообщения [22]. Выготский Л.С. отмечает тесную взаимосвязь мышления и речи [9]. В связи с этим словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием ниже возрастной нормы. Вследствие этого дети затрудняются при классификации предметов, обобщении предметов, признаков. В речи это проявляется в бедности суждений, отрывочности умозаключений, нарушении логической связи между явлениями. Например, «Собака больше кошки, потому что собака красивее» [54]. Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. По мнению Н.С. Жуковой, морфологически нечленимое использование слов является одним из основных признаков дизонтогенеза речевого развития. Слова в предложении не имеют грамматической связи между собой, характерно застревание на какой-либо одной словесной форме. Интересно, что данная тенденция существования неправильно оформленных предложений может сохраняться на протяжении многих лет жизни ребенка. Развернутая фразовая речь широко используется детьми. Однако отмечаются трудности при самостоятельном составлении предложений. Кроме того, не только построение, но и оперирование фразами представляет большую сложность для ребенка с речевым нарушением. В речи детей отмечается ограниченность количества употребляемых конструкций, их упрощенность, дефекты в структуре конструкций, несформированность грамматического структурирования. Также отмечаются трудности в планировании речевого высказывания [22]. Отсюда можно сделать вывод, что речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи происходит своеобразно и в замедленном темпе, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Низкий темп речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены