РАЗРАБОТКИ
|
Принцип коммуникативности на уроках русского языка как одно из условий социализации старшеклассников с интеллектуальными нарушениямиПроцесс овладения речевой деятельностью для детей с интеллектуальными нарушениями является особо значимым. Педагоги должны понимать, что главной целью коррекционно-развивающего обучения является социализация учащихся и их интеграция в современное общество. Поэтому на уроках русского языка недостаточно только лишь передавать знания о языковой системе. Также необходимо формировать коммуникативно-речевые умения и знания об окружающем мире. Иными словами, для успешного осуществления коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями с другими членами общества важно развивать у школьников потребность в общении. Этим определяется особая роль использования на уроках русского языка такого принципа речевого развития как коммуникативность. Принцип коммуникативности подразумевает в первую очередь формирование навыков диалогической и монологической речи. Для этого необходимо создавать условия речевой потребности и речевого мотива у обучающихся. Однако стоит понимать, что дети с интеллектуальным недоразвитием испытывают трудности в мотивации. С одной стороны, их мотивы всегда неустойчивы, с другой – они быстро исчерпываются. Поэтому для возникновения речевых мотивов на уроках русского языка создаю речевые ситуации:
При этом диалог выстраиваю таким образом, чтобы он был не «дидактическим», а «сократическим», то есть с использованием спора, рассуждений, доказательств. Именно такой диалог формирует развитие речи, мышления, воображения. Регулярно мотивирую речевую потребность обучающихся фразами: «Объясни», «Докажи», «Почему согласен/не согласен?». Также при обучении учеников с интеллектуальными нарушениями важно наличие обратной связи с пишущим и говорящим. Неправильно давать в качестве задания написание текстов для «никого». Обучающийся должен осознавать, к кому конкретно и при каких обстоятельствах он обращается в письменном или устном тексте: кому он пишет или говорит, возраст адресата, в каких отношениях он с ним состоит. Тем самым мы приучаем детей выбирать соответствующую речевую ситуацию. Например, ученик должен понимать, что с одними людьми можно общаться непринужденно и свободно, а с другими – официально. Проблема в том, что чаще всего на уроках используется такая двусторонняя связь как «ученик – учитель», что провоцирует формальность общения, утрачивается живая, эмоциональная речь. Поэтому важно, чтобы ученики чаще создавали тексты, обращенные не к учителю, а к другим людям:
С такой целью в программу по учебному предмету «Русский язык» включила раздел «Деловое письмо», который способствует социальной адаптации обучающихся и повышению уровня их общего развития. В качестве примера могут послужить приведенные ниже задания:
На данном этапе работе по формированию речевой деятельности обучающихся включила следующие задания. Задание №1. Используя общепринятые сокращения, запишите в левый столбик географические названия: Задание №2. Написать письмо другу по данному началу, словосочетаниям или опорным словам; в письме дать совет заниматься легкой атлетикой. Задание №3. Составьте объявление о посещении лыжной базы, используя данные слова: В, 16 декабря, на, тепло, состоится, базу, всем, лыжную, совет школы, выезд, одеться. Задание №4. Рассмотрите предложенную газету. Найдите в ней объявления по рубрикам «Продам», «Сдам», «Требуются». Запишите их в тетрадь. Задание №5. По предложенному образцу напишите заметку в школьную стенгазету «Кем я хочу быть». Задание №6. Рассмотрите образец автобиографии и составьте к ней план. Пользуясь только планом, напишите самостоятельно автобиографию Задание №7. Составьте и напишите доверенности, используя предложенные опорные слова: Задание №8. Составьте расписку по опорным словам: За, в сумме 10 тысяч рублей, от, Иванова Петра Петровича, квартиры, аренду, деньги. Задание №9. Напишите заявление о приеме на работу по предложенному плану. Задание №10. Заполните бланк по оплате коммунальных услуг. Разыграйте официально-деловую ситуацию по оплате коммунальных услуг. Реализация принципа коммуникативности в учебном процессе обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приёмов обучения видов упражнений и поведением учителя. Поведение педагога на уроке имеет большое значение. Учитель вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, педагог не ограничивает при этом речевую активность детей.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Безопасность ребенка в Интернете Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий Школьные проблемы одарённого ребёнка Билингвизм (обзор франкоязычной литературы о детском двуязычии) Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены